Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К, судей Виноградовой О.Н, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационные жалобы административного истца Кулдышева К.И, заинтересованного лица Кулдышовой Ю.Г. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кулдышева К.И, действующего в интересах себя, несовершеннолетней дочери Кулдышевой М.К. к председателю жилищной комиссии - заместителю прокурора Камчатского края Башмакову Алексею Александровичу о признании незаконным ответа от 2 ноября 2021 года N 10-10-2021, к жилищной комиссии прокуратуры Камчатского края о признании незаконным решения от 16 сентября 2019 года N 19.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, выслушав Кулдышева К.И, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кулдышев К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Камчатского края о признании незаконными ответа председателя жилищной комиссии прокуратуры Камчатского края - заместителя прокурора Камчатского края Башмакова А.А. от 2 ноября 2021 года N 10-10-2021 и решения жилищной комиссии прокуратуры Камчатского края от 16 сентября 2019 года N 19.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии прокуратуры Камчатского края отклонено его обращение как пенсионера органов прокуратуры о направлении представителю собственника служебного жилого помещения пакета документов для решения вопроса о предоставлении в собственность служебной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в которой административный истец проживал вместе с супругой и двумя детьми с 2013 года. Полагает, что оспариваемое решение не соответствует требованиям приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями", поскольку содержит требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены председатель жилищной комиссии - заместитель прокурора Камчатского края Башмаков А.А, жилищная комиссия прокуратуры Камчатского края, в качестве заинтересованных лиц - Кулдышева Ю.Г, Корогод А.В, Кулдышева М.К, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления Кулдышева К.И. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба заинтересованного лица Кулдышевой Ю.Г, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции Кулдышева Ю.Г указала на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Судами не была исследована книга учета нуждающихся в жилых помещениях, соответствующее ходатайство Кулдышевой Ю.Г. было отклонено. Вместе с тем, в материалах дела имеются копии книги учета, содержащие данных о лицах, кроме Кулдышева К.И. за 2011 год. Материалы жилищного дела предоставленные суду либо не содержат необходимых документов, либо намерено не предоставлены суду. Кулдышев К.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и числился до момента его незаконного снятия в связи с предоставлением служебного жилого помещения по договору найма. Отказ в удовлетворении административного иска по мотиву пропуска срока обращения в суд без установления иных обстоятельств, имеющих юридическое значение, является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства.
25 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кулдышева К.И, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции Кулдышев К.И. указал, что были ограничены его права, поскольку ему было отказано в истребовании книги учета прокуроров, нуждающихся в жилых помещениях. Полагал, что после выхода на пенсию имеет право обращаться на имя Генерального прокурора РФ с заявлением о предоставлении в собственность служебной квартиры в которой проживает. Отказ в административном иске по настоящему делу стал основанием для выселения его семьи из квартиры по другому делу. Выводы судов о том, что он снят с учета нуждающихся на основании его рапорта не обоснованы, поскольку ему была предоставлена служебная квартира. Пропуск срока на обращение в суд обусловлен отбыванием наказания по приговору суда, что не учтено судами.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ кассационные жалобы Кулдышевой Ю.Г, Кулдышева К.И. переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
В судебное заседание явился административный истец, прокурор. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца, настаивавшего на доводах своей кассационной жалобы, поддержавшего доводы кассационной жалобы заинтересованного лица, прокурора, полагавшего оставить кассационные жалобы без удовлетворения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В пункте 2 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.
Таким образом статьей 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в качестве общего правила обеспечения прокуроров жилыми помещениями предусмотрено предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений тогда как предоставление прокурору вместо единовременной социальной выплаты занимаемого им во время службы служебного жилого помещения в собственность императивным требованием закона не является и может быть реализовано только по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 года N 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение), которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).
Пунктом 3.4 раздела 3 (Порядок предоставления единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам) Положения предусмотрено, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Комиссия) проверяется нуждаемость в жилых помещениях прокуроров (граждан), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, определяется размер единовременной социальной выплаты согласно Правилам расчета размера единовременной социальной выплаты, и при наличии оснований для ее предоставления вносятся соответствующие предложения Генеральному прокурору Российской Федерации.
Прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.
Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами (гражданами) органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования с прокурорами субъектов Российской Федерации (пункт 3.8 Положения).
Решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по предоставлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на это жилое помещение, для прокуроров (граждан) центрального аппарата и органов прокуратуры - в отношении прокуроров (граждан) соответствующих органов прокуратуры (пункт 3.12 Положения).
Приведенным правовым регулированием установлена исключительная компетенция принятия соответствующих решений Генеральным прокурором Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Кулдышев К.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах прокуратуры Камчатского края, уволен в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по социальным вопросам и труду прокуратуры Камчатского края на основании рапорта Кулдышева К.И. от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении его служебным жильем принято решение о внесении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья по месту службы.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по социальным вопросам и труду прокуратуры Камчатского края был рассмотрен рапорт Кулдышева К.И. от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора найма служебного жилого помещения и исключения его из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было принято решение выделить ему квартиру по адресу: "адрес", на время прохождения службы в органах прокуратуры и исключить его из списка сотрудников прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением служебного жилья. В этот же день заключен договора найма, совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи.
ДД.ММ.ГГГГ Кулдышев К.И. обратился к председателю Жилищной комиссии - заместителю прокурора Камчатского края Башмакову А.А. с заявлением об организации и направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации необходимого пакета документов для рассмотрения вопроса о предоставлении в личную собственность служебной квартиры.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N отклонено заявление Кулдышева К.И, поскольку спорное жилое помещение выделено в нарушение очереди на получение жилья, Кулдышев К.И. нуждающимся в жилых помещениях не признавался, документы, предусмотренные Положением N не предоставил.
ДД.ММ.ГГГГ Кулдышев К.И. обратился с заявлением в жилищную комиссию и просил направить ему решение по вопросу предоставления служебного жилого помещения в собственность и сообщить какие документы необходимо дополнительно представить в жилищную комиссию.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора Камчатского края Башмаковым А.А. в ответе N указал перечень документов, не приложенных к заявлению Кулдышева К.И, наличие которых предусмотрено Положением N, и направил копию выписки заседания жилищной комиссии.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьями 62, 143, 219, 218, 219, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьей 43, частью 1 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пунктами 3.1, 3.4, 3.5, 3.8, 3.11 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре", утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями", Положением о жилищной комиссии прокуратуры Камчатского края, утвержденным Приказом прокурора Камчатского края от 30 ноября 2018 года N 179, исходили из того, что Кулдышев К.И. на основании рапорта от 22 мая 2013 года снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращался, в установленном законом порядке не признавался нуждающимся в жилых помещениях, и пришли к выводу о том, что у жилищной комиссии отсутствовали основания для направления документов о предоставлении в собственность служебного жилого помещения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Также судами указано на самостоятельное основание отказа в иске ввиду пропуска административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском и отсутствие уважительных причин для его восстановления.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационных жалоб аналогичны позициям административного истца и заинтересованного лица в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных постановлениях, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Проанализировав материалы жилищного дела, суды двух инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно указали, что Кулдышев К.И. обращался с рапортом об обеспечении его служебным жильем по месту службы, был поставлен на соответствующий учет и снят с него по собственному рапорту.
На момент увольнения из органов прокуратуры в отношении Кулдышева К.И. не имелось принятого компетентным органом по последнему месту службы решения о признании нуждающимся в жилых помещениях, поэтому суды обоснованно отклонили требования административного истца о признании незаконным решения жилищной комиссии в целях предоставления жилого помещения в собственность.
Обращение Кулдышева К.И. верно рассмотрено административным ответчиком в соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 2 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями", поскольку как на момент его увольнения, так и на момент его обращения 24 января 2019 года действовал данный правовой акт.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела в материалы дела представлена копия жилищного дела Кулдышева К.И, в котором нет документов, свидетельствующих о том, что им были собраны и представлены в жилищную комиссию документы, подтверждающие его нуждаемость в жилом помещении, по результатам которых выносились соответствующие решения, то основания для истребования книги учета прокуроров, нуждающихся в жилых помещениях, суды обоснованно не усмотрели.
Доводы кассационных жалоб не содержат правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы административного истца Кулдышева К.И, заинтересованного лица Кулдышовой Ю.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.