Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Никитиной Г.Н, при секретаре Тулуповой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-172/2023 по административному исковому заявлению Камышеева Сергея Вячеславовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, с апелляционной жалобой министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на решение Приморского краевого суда от 2 ноября 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - Пастухова П.Р, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Камышеева С.В. - ФИО5, представителя краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" - ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Камышеев С.В. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номером N, площадью N кв. м, категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: автозаправочные станции, авторемонтные и сервисные мастерские; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в "данные изъяты". Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года N 87-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края", по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 17 266 227, 28 руб. Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, составленном "данные изъяты" от 17 апреля 2023 года N 87-23, тем самым, нарушает права Камышеева С.В, как налогоплательщика.
Решением Приморского краевого суда от 2 ноября 2023 года административные исковые требования удовлетворены, установлена архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв. м, категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: автозаправочные станции, авторемонтные и сервисные мастерские; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно "данные изъяты". Почтовый адрес ориентира: "адрес" размере его рыночной стоимости - 7 707 000 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 года, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.
Датой обращения Камышеева С.В. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами N постановлено считать 30 июня 2023 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края обратилась в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции указывает, что судом оставлены без внимания доводы административного ответчика о том, что Камышеев С.В. просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в порядке, применение которого прекращено в Приморском крае. Принимая во внимание, что с 1 января 2022 года на территории Приморского края введено применение положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", то оспорить кадастровую стоимость, установленную по состоянию на 1 января 2020 года, он мог до 1 января 2023 года.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца ФИО5 поданы возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, директором краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" ФИО6 представлены письменные пояснения, из которых следует, что бюджетное учреждение не согласно с принятым решением по делу.
Участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - ФИО7, поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного истца Камышеева С.В. - ФИО5 возражала относительно доводов апелляционной жалобы, представитель краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" - ФИО8 поддержала доводами апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Судом установлено, что Камышеев С.В. является арендатором земельного участка с кадастровыми номером N, площадью N кв. м, категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: автозаправочные станции, авторемонтные и сервисные мастерские; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в "данные изъяты". Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Согласно условиям договора аренды арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ, Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 7 октября 2019 года N 646-па, учитывая распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 февраля 2019 года N 42-ри "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края" постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года N 87-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края", кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, по состоянию на 1 января 2020 года, определена в размере 17 266 227, 28 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Приморскому краю от 12 июля 2023 года N КУВИ - N в отношении земельного участка с кадастровым номером N кадастровая стоимость в размере 17 266 227, 28 руб, утвержденная вышеуказанным постановлением, определена по состоянию на 1 января 2020 года, сведения о данной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 8 января 2021 года, дата начала применения кадастровой стоимости - 1 января 2021 года.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 11 ноября 2022 года N 88-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Приморского края" кадастровая стоимость спорного земельного участка, по состоянию на 1 января 2022 года, утверждена в размере 37 168 498, 86 руб.
Как следует из выписки из ЕГРН от 22 июня 2023 года сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 15 января 2023 года, дата начала применения кадастровой стоимости - 1 января 2023 года.
Указанная кадастровая стоимость является актуальной в настоящее время.
С административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Камышеев С.В. обратился в суд 28 июня 2023 года.
В настоящем деле административный просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровыми номером N, по состоянию на 1 января 2020 года в размере 17 266 227, 28 руб, установить ее в размере рыночной стоимости - 7 707 000 рублей, определенной в отчете об оценке, составленном "данные изъяты" от 17 апреля 2023 года N 87-23.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец является арендатором земельного участка, плательщиком арендной платы и вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка. Оценив представленный Камышеевым С.В. отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, составленный оценщиком "данные изъяты"", суд пришел к выводу о его достоверности, в связи с чем, установилархивную кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Федеральным законом N 135-ФЗ, при этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона N 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переходный период устанавливается до 1 января 2026 года.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Приморского края от 2 июля 2021 N 414-пп "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Приморского края в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ с 1 января 2022 года.
Следовательно, в силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с 1 января 2022 года на территории Приморского края:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ (в первоначальной редакции, действовавшей до принятия Федерального закона N 269-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона N 269-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, как по результатам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 22 Федерального закона N 237-ФЗ), так и при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (статья 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
Как следует из материалов дела, административный истец в 2021-2022 годах с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости в суд или бюджетное учреждение не обращался.
Учитывая вышеприведенные положения федерального законодательства, сведения об оспоренной кадастровой стоимости земельного участка как в порядке статьи 22, так и установленной в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в требуемый административным истцом период не могут.
Таким образом, на дату обращения в суд, 28 июня 2023 года, административный истец правом на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости на спорный период ее действия для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уже не обладал, так как результаты определения кадастровой стоимости на основании данного заявления могли быть применены лишь с 1 января 2023 года, а не с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года административным истцом утрачена, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные требования об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года в размере рыночной стоимости не подлежат рассмотрению в суде.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления Камышеева С.В. у суда первой инстанции не имелось.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не установлено данным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает решение Приморского краевого суда от 2 ноября 2023 года постановленным при неправильном применении норм материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 2 ноября 2023 года отменить, производство по административному делу N 3а-172/2023 по административному исковому заявлению Камышеева Сергея Вячеславовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка прекратить.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Приморский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.