Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Дайс А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-24/2023) по административному исковому заявлению АО "Оборонэнерго" о признании недействующими в части постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 29 ноября 2022 года N 457 "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Центрального энергоузла Камчатского края на 2023-2027 годы" и постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 ноября 2022 года N 371 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" на 2023-2027 годы" (в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года N 492), по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 27 октября 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя АО "Оборонэнерго" Максимчука М.В, представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Лебедевой К.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 29 ноября 2022 года N 457 утверждены единые котловые (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Центрального энергоузла Камчатского края на 2023 - 2027 годы (далее - Постановление N 457).
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 ноября 2022 года N 371 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" на 2023 - 2027 годы (далее - Постановление N 371).
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года N 492 внесены изменения в Постановление N 371 (далее - Постановление N 492).
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими Постановление N 457 в части установления пунктом 2 таблицы 1 приложения 1 для АО "Оборонэнерго" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 424 083 тысяч рублей и Постановление N 371 в редакции Постановления N 492 в части установления приложением 2 для АО "Оборонэнерго" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2023 год в размере 424 083 тысяч рублей, а также в части утверждения приложением 3 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Камчатскэнерго" и филиалом "Камчатский" АО "Оборонэнерго" на 2023 год. Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемые постановления приняты с нарушением основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в части отказа во включение в необходимую валовую выручку на 2023 год расходов на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прибыль на социальное развитие. Тарифный орган также необоснованно не принял к учету фактические расходы Общества за 2021 год по статье "Расходы на социальное развитие". Вследствие указанных нарушений Общество лишено права на получение экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного переда регулирования.
Решением Камчатского краевого суда от 27 октября 2023 года административное исковое заявление АО "Оборонэнерго" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - РСТ Камчатского края, Служба) подана апелляционная жалоба, в которой просят отменить решение суда. Считают необоснованными доводы о нарушении Службой требований к содержанию экспертного заключения. Относительно расходов на оплату труда указывают, что примененный Службой подход не нарушает прав административного истца. Фонд оплаты труда на 2023 год сформирован исходя из фактической среднемесячной оплаты труда на 1 работника по итогам 2021 года с применением параметров Прогноза социально-экономического развития РФ. Также указывает, что затраты по статье расходов "прибыль на социальное развитие" Основами ценообразования не предусмотрены, однако затраты на социальное развитие, а именно на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями организация вправе выплачивать исходя из своих финансовых возможностей, то есть при наличии соответствующей прибыли. В составе необходимой валовой выручки на 2023 года Службой приняты расходы на выплаты социального характера, которые должны быть направлены Обществом на выплаты, установленные отраслевым тарифным соглашением. Кроме того, отмечает, что Камчатский край является дотационным регионом и компенсация разницы между экономически обоснованными тарифами и льготными по потребителям всей электроэнергетики края осуществляются через доведение средств из федерального бюджета по населению и из средств оптового рынка по прочим потребителям. Включение в тариф прибыли сверх предусмотренной приведет к необоснованной нагрузке на бюджет и потребителей оптового рынка, что затронет права и интересы третьих лиц.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, АО "Оборонэнерго" и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в котором просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Лебедева К.Ю, участвующая в деле с использование видеоконференц-связи, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме.
Представитель АО "Оборонэнерго" Максимчук М.В, участвующий в деле с использование видеоконференц-связи, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснение явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии пунктами 1, 20.4 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), издает постановления об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые постановления, приняты уполномоченным органом, в установленном порядке опубликованы и по этим основаниям не обжалуются.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Из абзаца 8 пункта 38 Основ ценообразования следует, что базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
Из пункта 12 Методических указаний N 98-э следует, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитывается, в том числе оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" 20 апреля 2022 года.
Согласно пункту 1.5 Отраслевого тарифного соглашения в отношении Организаций, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.
АО "Оборонэнерго" входит в перечень организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (пункт 7 Приложения N 1).
Пунктом 3.3 Отраслевого тарифного соглашения определен размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
С 1 июля 2022 года размер ММТС устанавливается в размере 9 501 (девять тысяч пятьсот один) рубль, увеличенном на величину фактического индекса потребительских цен в Российской Федерации за период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года включительно, рассчитанного на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики.
В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2023 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.
Из материалов дела следует, что по статье "фонд оплаты труда" (без оплаты проезда к месту отдыха) административным истцом предложено к включению в базовый уровень подконтрольных расходов расходы в размере 304 003 тысяч рублей.
Тарифным органом расходы по указанной статье приняты в размере 207 170 тысяч рублей.
При этом, при подсчете затрат по статье "фонд оплаты труда" Служба выполнила расчет исходя из фактической среднемесячной оплаты труда на 1 работника на 2021 год в целом по Обществу в размере 89 472 рублей, количеством работников 193 человека и с применением параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2022/2021- 104, 3%, 2023/2022 годы - 106%.
Вместе с тем, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, опубликованному на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 28 сентября 2022 года, показатель инфляции потребительских цен на 2022 год составил 113, 9%, на 2023 год - 106%.
С учетом изложенного, краевой суд пришел к верному выводу, что административный ответчик при формировании фонда оплаты труда на 2023 года применил индекс потребительских цен за 2022 год в размере 104, 3%, при том, что по данным прогноза Министерства социально-экономического развития РФ индекс потребительских цен на 2022 год составил 113, 9%, что противоречит требованиям пункта 26 Основ ценообразования.
На момент установления оспариваемых тарифов административный ответчик уже располагал сведениями о величинах индекса потребительских цен, следовательно, необходимо было применять именно эти данные в целях обеспечения возмещения регулируемой организации расходов на оплату труда персонала на расчетный период регулирования.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Орган регулирования, при расчете фонда оплаты труда, применил процент фактического использования фонда оплаты труда за предыдущие годы, что, как правильно указал суд первой инстанции, тарифным законодательством не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 18 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период расходы на страховые взносы.
Согласно материалам дела, АО "Оборонэнерго" на 2023 год заявлены неподконтрольные расходы по статье затрат "отчисления на социальные нужды" в размере 89 918 тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что Службой на 2023 год утверждены расходы по данной статье в размере 60 565 тысяч рублей, рассчитанные исходя из определённого фонда оплаты труда 207 170 тысяч рублей и с учетом фактической эффективной ставкой по Обществу по итогам 2021 года.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что административным ответчиком неверно, без учета актуального прогнозного индекса потребительских цен, рассчитан фонд оплаты труда филиала АО "Оборонэнерго" на 2023 год, он пришел к правильному выводу, что нельзя признать экономически обоснованными расходы по статье затрат "отчисления на социальные нужды", поскольку данные затраты производны от размера расходов на оплату труда.
Согласно пункту 17, подпункту 4 пункта 19 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В тарифной заявке Обществом в составе необходимой валовой выручки по статье "Прибыль на социальное развитие" заявлены расходы в сумме 7 180 тысяч рублей, административным ответчиком расходы по данной статье утверждены в сумме 759 тысяч рублей, в остальной части указанные расходы были исключены. Суд первой инстанции обоснованно признал позицию административного ответчика неправомерной, поскольку представленные Обществом в обоснование данных расходов документы органом регулирования не проанализированы и оценка им не дана.
Кроме того, судом верно отмечено, что орган регулирования, определяя указанные расходы по средней расчетной на территории Камчатского края на 2023 год величине, не руководствовался положениями отраслевого тарифного соглашения, участником которого является АО "Оборонэнерго", и которое в силу статей 47, 48 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли, являющиеся обязательными в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение.
В соответствии с пунктом 1.5 ОТС расходы работодателей, предусмотренные ОТС, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.
Таким образом, довод апеллянта о том, что затраты по статье расходов "прибыль на социальное развитие" организация вправе выплачивать исходя из своих финансовых возможностей подлежит отклонению.
Иные доводы апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 27 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 04 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.