Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лысовой Е.В, судей Курлаевой Л.И, Ивановой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес", УСЗН ЮВАО "адрес", Отделу социальной защиты населения района Марьино "адрес" о признании решения незаконным, установлении юридического факта, обязании выдать удостоверение
по кассационным жалобам представителя УСЗН ЮВАО "адрес", Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" по доверенностям ФИО9 на решение Люблинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику УСЗН ЮВАО "адрес", Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес", Отделу социальной защиты населения района Марьино "адрес", просил признать решение ОСЗН района Марьино N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги - выдаче удостоверения (дубликата) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, незаконным, установить факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ОСЗН района Марьино выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование иска указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в войсковой части 67665 в должности курсанта в звании рядовой, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные обстоятельства следуют из военного билета серия МН N, выданного "адрес" военным комиссариатом "адрес" ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, однако ФИО1 данное удостоверение утеряно, при обращении в ОСЗН района Марьино "адрес" с заявлением о выдаче удостоверения ответчиком отказано в выдаче истцу удостоверения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт участия ФИО1 в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Считает, что отказ в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является незаконным, нарушает его права на получение социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Люблинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес", Отделу социальной защиты населения района Марьино "адрес" о признании решения незаконным, установлении юридического факта, обязании выдать удостоверение - удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Отдела социальной защиты населения района Марьино "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обязан Отдел социальной защиты населения района Марьино "адрес" выдать ФИО1 удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Люблинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части обязания Отдела социальной защиты населения района Марьино "адрес" выдать ФИО1 C.Л удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца.
Принято в указанной части новое решение.
Обязано УСЗН ЮВАО "адрес" выдать ФИО1 удостоверение (дубликат) участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца.
В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителя УСЗН ЮВАО "адрес", ДТСЗН "адрес" - без удовлетворения.
В кассационных жалобах представителя УСЗН ЮВАО "адрес", Департамента труда и социальной защиты населения "адрес", поданных во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных постановлений как вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
В суде кассационной инстанции представитель УСЗН ЮВАО "адрес", ДТСЗН "адрес" по доверенности ФИО9, доводы кассационных жалоб поддержала.
Истец ФИО1 возражал против удовлетворения кассационных жалоб ответчиков, полагал постановленные по делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСЗН района Марьино "адрес" с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и его дубликата" (регистрационный номер обращения N).
В связи с отсутствием документов, подтверждающих факт участия ФИО1 в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в предоставлении государственной функции N.
Как следует из архивной справки Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, что ФИО1 проходил службу в войсковой части 67665 ("адрес", Прибалтийский военный округ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв должности курсант 9 учебной роты, в воинском звании "рядовой".
Согласно архивной справке, на основании приказа в/ч 67665 N от ДД.ММ.ГГГГ значится, что ФИО1 направлен с личным составом на участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В подтверждение своего права на получение требуемого удостоверения и факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС истцом были представлены сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ Тушинским РВК "адрес" ФИО1 было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1991 году серия А N.
Указанное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС серии А N от 1991 года было утеряно ФИО1 C.Л, что следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, сведения об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС внесены в военный билет ФИО1
В возражениях на иск ответчик ссылался на то, что при принятии решения об отказе в предоставлении услуги было учтено, что в представленном ФИО1 военном билете N, выданном "адрес" военным комиссариатом "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, сведения о факте участия истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, отсутствуют. Представленная ФИО1 карточка учета доз радиоактивного облучения, выданная в/ч N, не может служить основанием для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, установив все обстоятельства дела на основании представленных доказательств, оценив их по правилам статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N, Минтруда России Nн, Минфина России Nн от ДД.ММ.ГГГГ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, пришел к выводу о частичном удовлетворении, поскольку совокупность представленных истцом документов свидетельствует о выполнении им работ в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и выдаче ему ранее в связи с этим соответствующего удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1991 году, серии А N от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на всей территории Союза ССР.
Учитывая, что отсутствие доказательств, свидетельствующих, о выдаче ФИО1 удостоверения в 1991 году в нарушение установленного порядка и без достаточных к тому оснований, либо о наличии обоснованных сомнений в правомерности получения истцом указанного удостоверения, суд пришел к выводу, что условия для принятия решения Отделом соцзащиты населения района Марьино "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдачи истцу удостоверения (дубликата) участника ликвидации аварии на ЧАЭС у ответчика отсутствовали.
С приведенными выводами суда первой инстанции о незаконности принятого ответчиком решения и наличии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о выдаче удостоверения установленного образца согласился суд апелляционной инстанции, который отклонил доводы ответчика об отсутствии у истца документов, на основании которых ему может быть выдано удостоверение, как не опровергающие выводы суда о том, что представленные истцом доказательства в их совокупности подтверждают обоснованность заявленных требований.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, при рассмотрении дела в апелляционном порядке, установив, что Отдел соцзащиты населения района Марьино "адрес" в процессе реорганизации прекратил свою деятельность как юридическое лицо путем присоединения к УСЗН, пришел к выводу об отмене решения суда в части обязания Отдела социальной защиты населения района Марьино "адрес" выдать ФИО1 C.Л удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца, приняв в указанной части новое решение о возложении обязанности по выдаче истцу указанного удостоверения установленного образца (дубликата) на УСЗН ЮВАО "адрес", оставив решение суда в остальной части без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены постановлений судов по доводам кассационных жалоб представителя ответчиков не усматривает.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Частью пятой статьи 15 названного закона предусмотрено, что Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, которым согласно части четвертой статьи 15 указанного закона выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, с момента их предъявления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно- технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения, при этом к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N73н от 21 апреля 2020 г.
В соответствии с п. 4 данного Приказа, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка и условий.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения абзац четвертый пункта 4 Порядка предусматривает, что заявителем представляется кроме перечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных его пунктом 6.
Пункт 6 Порядка содержит перечень документов, представление которых может подтвердить участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
В силу п. 13 Порядка дубликат удостоверения выдается на основании личного заявления гражданина с объяснением обстоятельств утраты или порчи удостоверения и указанием места его получения на основании первичных документов, указанных в п.п.4 - 7 Порядка и условий. При утрате удостоверения уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено. Испорченное удостоверение сдается гражданином по месту получения дубликата удостоверения.
Й Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в его действующей редакции не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 г. N ГКПИ03-1519, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 29 февраля 2000 года (утратившего силу со дня введения в действие 21 февраля 2007 г. Порядка, утвержденного приказом от 08 декабря 2006 г.) в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.
Из решения Верховного Суда РФ от 09 апреля 2019 г. следует, что ст. 47 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривая контроль органов исполнительной власти за исполнением указанного закона, включая возможную проверку правомерности выдачи гражданам удостоверений и нагрудных знаков участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не наделяет эти или иные упоминаемые в данной норме органы полномочиями возлагать на гражданина обязанность по доказыванию обоснованности получения ранее оформленного и выданного ему в установленном порядке удостоверения. Подобный контроль должен осуществляться непосредственно субъектами, реализующими соответствующие функции, в частности путем проверки и анализа материалов по учету оформленных и выданных удостоверений, а также документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений, которые в силу п. 16 Порядка хранятся в уполномоченных органах постоянно; уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.
Исходя из изложенного, при выдаче дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не требуется подтверждение статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратные суждения ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку противоречат требованиям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, ранее выданное удостоверение выдано истцу до принятия Закона РФ от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и порядок выдачи удостоверений был урегулирован Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 31 марта 1990 г. N 325 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" и Письмом Госкомтруда СССР от 04 июля 1990 г. N 2125-ФК "О выдаче удостоверений и нагрудных знаков, подтверждающих право на льготы, лицам принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС".
Указанными нормативными актами было предусмотрено, что лицам (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ подлежат предоставлению льготы с 01 июля 1990 г.; этим лицам выдается удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являющееся документом, подтверждающим право на установленные льготы, и нагрудный знак; оформление и выдача удостоверений и нагрудных знаков производится военными комиссариатами - военнообязанным запаса, призванным на специальные сборы и принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; записи в удостоверения вносятся на основании документов, подтверждающих участие работника в указанных работах (командировочного удостоверения, военного билета, трудовой книжки, табеля учета рабочего времени, справки о праве на повышенную оплату труда за работу в соответствующих зонах опасности) с обязательным указанием года участия работника в этих работах и заверяется печатью органа выдающего удостоверение.
Таким образом, действовавшим ранее нормативно-правовым регулированием было предусмотрено, что удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подлежало выдачи лицам (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ.
Согласно правовых позиций Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал в судебных постановлениях, что признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства; сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда; особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции РФ права каждого на возмещение ущерба; при этом, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда - льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда - такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 01 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11- П и др.).
Таким образом, выводы судов об обоснованности заявленных истцом требований являются правильными, в том числе и по причине того, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о выдаче ФИО10 удостоверения в 1991 году в нарушение установленного порядка и без достаточных к тому оснований либо о наличии обоснованных сомнений в правомерности получения истцом указанного удостоверения, не представлено.
Приведенные кассаторами в жалобах доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что бланки удостоверений выдаются органами МЧС, не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений, поскольку согласно п. 9 Порядка бланки удостоверений выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно представителям уполномоченных органов на основании заявки (письменного обращения), доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения. При представлении уполномоченным органом документов, не соответствующих требованиям Порядка и условий, бланк удостоверения не выдается.
По смыслу указанных положений бланк удостоверения может быть выдан МЧС России для оформления и выдачи удостоверения на основании заявки ответчика, доверенности и копии решения суда, вступившего в законную силу. Решение суда в данном случае является документом, влекущим основание для выдачи удостоверения.
Иные доводы кассационных жалоб повторяют позицию ответчика по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационных жалоб представителя ответчиков.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (в части оставленной без изменения апелляционным определением) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.