Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лобовой Л.В, судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при ведении протокола секретарем Деревской А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Багдасарян А.Л.
на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 июня 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Багдасарян А.Л. к Филиалу N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, обязании включить в страховой стаж периоды работы, и назначении пенсии - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Багдасарян А.Л. обратилась в суд с иском к ОСФР по г. Москве и Московской области, в котором просила признать незаконным решение, принятое 10.03.2022 г. ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении пенсии N***; обязать включить в страховой стаж периоды работы: с 01.01.1991 года по 20.05.2000 года в качестве педагога по классу фортепиано в Кироваканской музыкальной школе N 5; с 19.10.2001 года по 21.05.2021 года (достижение пенсионного возраста) в качестве частного предпринимателя; обязать назначить страховую пенсию по старости. Иск мотивирован тем, что 22.11.2021 года в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области истцом было подано заявление о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона РФ N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях". 10.03.2022 г. ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области было принято решение об отказе в установлении пенсии ввиду отсутствия страхового стажа и ИПК. Поскольку трудовая деятельность осуществлялась истцом на территории Армении, 11.04.2022 г. истцом был направлен запрос в Единую социальную службу Республики Армения о наличии каких-либо запросов, поступивших из компетентных органов Российской Федерации в ее отношении, согласно ответному письму Единой социальной службы РА от 28.04.2022 года N***, по состоянию на 25.04.2022 года в указанную службу каких-либо запросов в отношении истца из компетентных органов РФ не поступало. Отказ в назначении страховой пенсии полагает незаконным, поскольку у нее соблюдены все необходимые условия для ее назначения.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск по основаниям, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решения суда подлежащим отмене.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 22.11.2021г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением от 10.03.2022г. истцу было отказано в назначении пенсии, из-за отсутствия страхового стажа, установленного на дату возникновения права на 2021 г. и ИПК, при этом с учетом включенных периодов, страховой стаж истца составил - 8 лет 1 мес. 12 дн, при необходимом 12 лет и ИПК - 13, 837, при требуемом 21. В подсчет страхового стажа включены периоды до 1991 года и не включены периоды работы истца с 01.01.1991г. по 20.05.2000г. и с 19.10.2001г. по 21.05.2021г. Багдасарян А.Л. на территории Армении.
Суд, разрешая данный спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что у истца отсутствует необходимы стаж и ИПК, указанные периоды не подлежат к зачету в страховой стаж ввиду отсутствия сведений об уплате страховых взносов в эти периоды в Российской Федерации.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно Приложению N 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при достижении в 2020 году возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается через 24 месяца после достижения указанного возраста.
В то же время в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с учетом положений приведенных правовых норм, при возникновении права на пенсию в 2020 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 18 месяцев со дня достижения такого возраста, либо наступления таких сроков.
В силу части 1, 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно ст.66 ТК РФ, а также пункту 1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190, пункту 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 11 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ урегулированы Соглашением от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (соглашение подписано Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной), положения которого предусматривают, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1), для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6), а необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11).
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16).
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Багдасарян А.Л. *** г.р, в спорные периоды работала на территории Республики Армения: с 01.01.1991 года по 20.05.2000 года в должности педагога по классу фортепиано в Кироваканской музыкальной школе N 5; с 19.10.2001 года по 21.05.2021 года (достижение пенсионного возраста) в качестве частного предпринимателя, что подтверждается данными трудовой книжки, сведениями о работе с переводом, Приказом N *** от 03.09.1986 г. Кироваканской музыкальной школы N 5, архивными справками от 14.04.2023 г. Лорийского филиала национального архива Армении. Факт уплаты страховых взносов на территории Республики Армения в указанные периоды также подтверждается представленными в материалы дела ответами Единой социальной службы Республики Армения от 07.04.2023 г, от 20.04.2023 г, выпиской из лицевого счета.
Таким образом, у казанные спорные периоды работы истца и уплата страховых взносов после 01.01.2002 г. на территории Республики Армения, подтверждаются представленными доказательствами, соответственно, п ри установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о включении в подсчет страхового стажа истца спорных периодов.
По запросу судебной коллегии, ответчиком предоставлены сведения, приобщенные к материалам дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ и исследованные, согласно которым, при включении в подсчет страхового стажа Багдасарян А.Л, спорных периодов, у нее образуется страховой стаж 28 лет 11 месяцев 23 дня и ИПК на 2015 год - 18, 025, соответственно, с учетом положений ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о ежегодном увеличении с 01.01.2015 г. ИПК на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у истца имелся на момент обращения в пенсионный орган - 22.11.2021 года как страховой стаж, так и ИПК. А учитывая, что 55 лет Багдасарян А.Л. исполнилось *** года, с учетом приведенных положений правовых норм об отсрочке назначения пенсии, такое право у нее возникло спустя 18 месяцев - то есть 22.11.2021 года - в день, когда она обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии, соответственно, с этой даты ей надлежит назначить страховую пенсию по старости.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права с вынесением нового решения об удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 июня 2023 года отменить, вынести по делу новое решение, которым требования удовлетворить.
Признать незаконным решение ОСФР по г. Москве и Московской области от 10.03.2022 года об отказе Багдасарян А. Л. в установлении пенсии.
Обязать ОСФР по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж Багдасарян А. Л. периоды работы: с 01.01.1991 года по 20.05.2000 года, с 19.10.2001 года по 21.05.2021 года.
Обязать ОСФР по г. Москве и Московской области назначить Багдасарян Анаит Лаврентьевне страховую пенсию по старости с 22.11.2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.