Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Мызниковой Н.В, судей Жолудовой Т.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи Орловой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе Китиевой Э.Р.
на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 02 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Китиевой Э. Р. к УСЗН САО города Москвы о признании незаконными действий и решений - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Китиева Э.Р. обратилась в суд с иском к УСЗН САО города Москвы, с учетом уточнений просила признать незаконными действия и решения должностных лиц ОСЗН района Восточное Дегунино УСЗН САО города Москвы, отменить решения об отказе от 06.06.2022, от 20.07.2022 УСЗН САО города Москвы, восстановить нарушенные гражданские права, назначить с 06.06.2022 и выплатить ежемесячное пособие на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 8 до 18 лет на Гадаборшеву Е. Т, *** г.р, назначить и выплатить ежемесячное пособие на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно на: Гадаборшева А. Т. *** г.р, Гадаборшеву Е. Т, *** г.р, Гадаборшеву Т. Т. *** г.р, указывая в обоснование заявленных требований, что с 2017 года истец с семьей проживает в г. Москве по адресу: ***. По данному адресу все члены семьи истца имеют регистрацию по месту пребывания. Муж истца имеет постоянное место работы в городе Москве, старшие дети обучаются в школе, младшие дети посещают дошкольное учреждение. Также дети наблюдаются в медицинских учреждениях в городе Москве. 27 августа 2021 года УСЗН истцу было выдано удостоверение многодетной семьи г. Москвы сроком действия до 25 февраля 2023 года на период регистрации в городе Москве. В 2022 году истец неоднократно обращалась с заявлениями о назначении детям ежемесячного пособия на детей, однако истцу в назначении пособий отказано со ссылкой на отсутствие у истца и детей места жительства в городе Москве. Истец полагает данные отказы незаконными.
Истец в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по мотивам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, в том числе документы, предоставленные сторонами в суде апелляционной инстанции, приобщенные к материалам дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ и исследованные, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, судебная коллегия усматривает основания для отмены решения суда в части.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьями 4, 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2022 года, предусматривалось, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, в виде ежемесячного пособия на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принят Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", в соответствии со статьей 12 которого финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона г. Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы.
Таким образом, на территории города Москвы как субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена выплата ежемесячного пособия на ребенка до достижения им возраста 18 лет, а также установлены условия, являющиеся основанием для получения такого пособия.
Согласно Указа Президента РФ от 20 марта 2020 года N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений, необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно п. 4.11 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно и о внесении изменений в правовые акты, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.03.2021 N 348-ПП, Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей (единственному родителю) или опекуну, являющемуся гражданином Российской Федерации и имеющему место жительства в городе Москве, на каждого рожденного ребенка либо принятого под опеку ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, который является гражданином Российской Федерации, имеет место жительства в городе Москве и который проживает совместно с родителем либо опекуном.
Согласно п. 4.1 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты определяется как общая сумма доходов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - расчетный период), исходя из состава семьи на день обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 субъекты Российской Федерации при предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно устанавливают требования к имущественной обеспеченности семей.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N384, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются в том числе: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно Указа Президента РФ от 31 марта 2022 года N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей" (действовавшего на момент спорных правоотношений), с 1 апреля 2022 года ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты утверждены также действовавшим на момент спорных правоотношений Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 630 "Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 630, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются в том числе: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения; наличие в заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 26 настоящих основных требований; непредставление заявителем документов (сведений) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 и 22 перечня), а также непредставление документов (сведений) в сроки, указанные в пунктах 19 и 20 настоящих основных требований; наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.
Порядок условия назначения указанных пособий в г.Москве регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 12.04.2022 года N553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в городе Москве".
Согласно п. 1.5 указанного Постановления, ежемесячные пособия назначаются и выплачиваются управлениями социальной защиты населения города Москвы (далее - УСЗН города Москвы).
Пунктом 3.1. предусмотрено, что в целях определения нуждаемости при назначении ежемесячных пособий на детей в соответствии с настоящим постановлением учитываются следующие критерии: среднедушевой доход семьи, который не должен превышать величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, устанавливаемую в городе Москве; уровень имущественной обеспеченности семьи, который оценивается в соответствии с правовыми актами города Москвы; суммы денежных средств, поступивших на открытые членами семьи в кредитных организациях счета (вклады), которые не должны превышать 200 процентов суммы доходов семьи; 3.2 определение нуждаемости при назначении ежемесячных пособий на детей на основании критериев, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего постановления, осуществляется на основании документов и сведений, представленных гражданами при подаче запроса (заявления) о назначении ежемесячного пособия на ребенка, и сведений, полученных в результате межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве, иных информационных систем и информационных ресурсов.
Согласно п. 4.3 основаниями для отказа в назначении ежемесячных пособий в связи с отсутствием права на ежемесячное пособие являются: 4.3.1. наличие уровня имущественной обеспеченности семьи, превышающего уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы; 4.3.8 наличие суммы поступивших денежных средств на открытые в кредитных организациях счета (вклады) заявителя и членов семьи, превышающей 200 процентов суммы доходов семьи; 4.3.9 отказ от представления сведений обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) на территории Российской Федерации и за ее пределами и о суммах поступивших денежных средств на них.
Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2016 года N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям", определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
Согласно п. 6.1 Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячных пособий на детей и подтверждения доходов членов семьи, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 г. N 553-ПП, в целях проверки нуждаемости малообеспеченной семьи в получении ежемесячного пособия, помимо исчисления величины среднедушевого дохода семьи, также оценивается сумма денежных средств, поступивших за 12-месячный расчетный период на открытые в кредитных организациях счета (вклады) членов семьи, которая не может превышать 200 процентов суммы доходов семьи за 12-месячный расчетный период.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Китиева Э.Р. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г.***, являлась на момент обращения в органы социальной защиты матерью четверых детей - Гадаборшевой Е. Т. ***г.р, Гадаборшева А. Т.*** г.р, Гадаборшевой Е.Т, ***г.р, Гадаборшевой Т. Т. *** г.р. По указанному адресу, являющемуся общежитием Академии управления МВД России, по месту пребывания зарегистрированы также дети и супруг истца - Гадаборшев Т.М, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания с 13.04.2021 года по 25.02.2023 года (л.д. 15-20), договорами найма жилого помещения (л.д. 12-14).
Семья Китиевой Э.Р. состоит на учете в УСЗН САО г. Москвы как многодетная и является получателем следующих выплат: ежемесячной компенсационной выплаты многодетной семье на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни в размере 5516 руб.; ежемесячной компенсации за пользование телефоном многодетным семьям за счет средств городского бюджета в размере 264 руб, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям в размере 1 199 руб, ежемесячное пособие на троих младших детей в размере по 8 087 руб. на каждого ребенка и на старшего ребенка 4 592 руб. ежемесячно сроком до 01.03.2023 года.
В 2022 году истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячных денежных выплат на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 18 лет, однако, поскольку в рамках межведомственного взаимодействия ответчиком было установлено, что постоянное место жительства семьи в городе Москве отсутствует, решениями, в том числе оспариваемыми от 06.06.2022, от 20.07.2022 УСЗН САО г. Москвы отказано в назначении денежной выплаты на детей в связи с отсутствием регистрации в городе Москве, превышением среднедушевого дохода семьи прожиточного минимума.
С учетом этих установленных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска, поскольку меры социальной поддержки в виде пособия на детей не предоставляются семье при наличии среднедушевого дохода семьи, превышающего величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную в городе Москве, при этом, установленные ответчиком данные в отношении семьи истца из предоставленных истцом документов, а также из полученных сведений посредством межведомственного взаимодействия, не давали оснований ответчику для назначения и выплаты пособий семье истца.
С данными выводами судебная коллегия частично согласиться не может ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела и представленных ответчиком на обозрение судебной коллегией в судебном заседании материалов личного дела Китиевой Э.Р, истец 28 мая 2022 года обратилась в УСЗН САО г. Москвы с заявлением о назначении выплат на детей от 3 до 7 лет на Гадаборшева А. Т. *** г.р, Гадаборшеву Е. Т, *** г.р, Гадаборшеву Т. Т. *** г.р. и от 8 до 18 лет на Гадаборшеву Е. Т. *** г.р.
Решениями УСЗН САО г. Москвы от 06.06.2022 года N***, N***, N***, N *** в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия у семьи постоянного места жительства в г. Москве и ввиду того, что доход семьи превышает размер прожиточного минимума в г. Москве (л.д. 27-30). Из представленного расчета усматривается, что доход семьи в расчетный период составлял 21 608 руб. 97 коп. на человека, а величина прожиточного минимума в г. Москве составляла 18 714 руб. на основании Постановления Правительства Москвы от 12.10.2021 г. N ***(л.д. 69, 72-74).
Также следует из материалов дела, что истец 09.07.2022 г. обратилась к ответчику с аналогичными заявлениями о назначении выплат на детей от 3 до 7 и от 8 до 18 лет.
Решениями УСЗН САО г. Москвы от 20.07.2022 года N***, N *** в удовлетворении заявления о выплате пособий на детей Гадаборшева А. Т. *** г.р, Гадаборшеву Е. Тимуровну 2013 г.р, отказано ввиду отсутствия у семьи постоянного места жительства в г. Москве (л.д. 25-26). При этом, из представленного расчета усматривается, что доход семьи в расчетный период составлял 14 607 руб. 38 коп. на человека, что менее величины прожиточного минимума в г. Москве, на что указано в самом расчете (л.д. 70-71).
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и их законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31.10.1995 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Таким образом, несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства родителями.
По смыслу приведенных норм во взаимосвязи с положениями указанных выше норм, регулирующих вопросы выплаты пособий на детей, право на получение таких пособий связано не с фактом их постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства этих детей, что согласуется с требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для отказа истцу в назначении пособий на детей ввиду отсутствия у семьи постоянного места жительства в г. Москве, являются неправомерными и противоречащими положениям закона. При этом, судебная коллегия учитывает и то, что факт проживания как родителей, так и детей в г. Москве достоверно подтвержден материалами дела: свидетельствами о регистрации по месту пребывания; договорами найма жилого помещения; справками образовательных учреждений об обучении детей (л.д. 21-22); справками ГБУЗ "ДГП N 15" о нахождении детей на учете в медицинском учреждении (л.д. 23-24); решение жилищно-бытовой комиссии Академии управления МВД России от 15.11.2019 г. о принятии полковника полиции, заместителя начальника управления тылового обеспечения Академии управления МВД России Гадаборшева Т.М. (супруга истца) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Более того, согласно письму ДТСЗН г. Москвы от 16.07.2021 года (л.д. 67-68), и сведениям, предоставленным ответчиком, семья истца состоит на учете в УСЗН САО г. Москвы как многодетная и является получателем социальных выплат г. Москвы.
Поскольку решениями УСЗН САО г. Москвы от 20.07.2022 года N 100100244730, N 100100244731 в удовлетворении заявления истца отказано только ввиду отсутствия у семьи постоянного места жительства в г. Москве, при том, что доход семьи в расчетный период был менее величины прожиточного минимума в г. Москве, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данные решения являются незаконными и подлежат отмене. Поскольку иные основания, кроме дохода семьи, для выплаты требуемых истцом пособий, предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 г. N 553-ПП, ответчиком не проверялись (в т.ч. суммы денежных средств, поступивших за 12-месячный расчетный период на открытые в кредитных организациях счета (вклады) членов семьи, которая не может превышать 200 процентов суммы доходов семьи за 12-месячный расчетный период и т.п.), судебная коллегия полагает, что заявление Китиевой Э.Р. от 09.07.2022 года подлежит рассмотрению повторно с выяснением всех существенных обстоятельств.
При этом, несмотря на то, что в решениях УСЗН САО г. Москвы от 06.06.2022 года N***, N***, N***, N *** имеется неправомерный мотив для отказа в удовлетворении заявления - ввиду отсутствия у семьи постоянного места жительства в г. Москве, тем не менее, они отменены быть не могут ввиду того, что основанием для отказа являлось и то, что доход на каждого члена семьи в расчетный период превышал величину прожиточного минимума в г. Москве, что соответствует требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 02 марта 2023 года отменить в части отказ в удовлетворении требований Китиевой Э. Р. к УСЗН САО города Москвы о признании незаконным и отмене решений от 20.07.2022 УСЗН САО города Москвы, вынести в этой части новое решение, которым требования удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить решения УСЗН САО г. Москвы от 20.07.2022 года N***, N *** об отказе в назначении и выплате пособий на детей.
Обязать УСЗН САО г. Москвы от 20.07.2022 года повторно рассмотреть заявление Китиевой Э. Р. от 09.07.2022 г. о выплате пособий на детей Гадаборшева А. Т. ***г.р, Гадаборшеву Е. Т. ***г.р.
В остальной части решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 02 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Китиевой Э.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.