Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., судей фио, фио, при помощнике Наумовой Л.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е., гражданское дело N 2-2682/2023 по апелляционной жалобе Оленюка С.Н., Оленюк А.В ... Оленюк А.С., фио на решение Замосковрецкого районного суда адрес от 29 июня 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Оленюк.., Оленюк.., Оленюк.., фио к ОАО "Тюрк фио" о защите прав потребителей, взыскании денежных средств, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Оленюк С.Н, Оленюк А.В, Оленюк А.С, фио обратились в суд иском к ОАО "Тюрк фио" (далее ответчик, Авиакомпания), просили взыскать в пользу: Оленюка С.Н. разницу между уплаченной стоимостью услуг по перевозке классом "бизнес" и стоимостью фактически оказанных услуг по перевозке классом "эконом", на рейсе по маршруту Анталья (адрес) ? Москва (адрес), в размере сумма, в счет компенсации морального вреда в размере сумма; штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований Оленюка С.Н. как потребителя в размере сумма; Оленюк А.В. разницу между уплаченной стоимостью услуг по перевозке классом "бизнес" и стоимостью фактически оказанных услуг по перевозке классом "эконом", на рейсе по маршруту Анталья (адрес) ? Москва (адрес), в размере сумма; в счет компенсации морального вреда в размере сумма; штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере сумма; Оленюка С.Н, законного представителя несовершеннолетней Оленюк... паспортные данные, в интересах Оленюк... : разницу между уплаченной стоимостью услуг по перевозке классом "бизнес" и стоимостью фактически оказанных услуг по перевозке классом "эконом", на рейсе по маршруту Анталья (адрес) ? Москва (адрес), в размере сумма; в счет компенсации морального вреда в размере сумма; штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере сумма; фио разницу между уплаченной стоимостью услуг по перевозке классом "бизнес" и стоимостью фактически оказанных услуг по перевозке классом "эконом", взимаемой согласно правилам акционерного общества "Тюрк фио" на рейсе по маршруту Анталья (адрес) ? Москва (адрес), в размере сумма; в счет компенсацию морального вреда в размере сумма; штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере сумма, указывая на то, что услуга по перевозке оказана ненадлежащего качества.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, обеспечили явку своего представителя по доверенности фио, который в настоящем судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, просил в иске отказать, в своих возражениях ссылался на то, что на сайте перевозчика до пассажиров доведена информация о том, что характеристики кресел могут различаться в зависимости от типа самолета; вместе с тем, истцам в аэропорту и на борту воздушного судна были предоставлены услуги по стандартам бизнес-класса, а именно: питание, отдых в зале ожидания, отдельная стойка регистрации, дополнительная норма провоза багажа, что в полной мере соответствовало стандартам бизнес-класса.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просят Оленюк С.Н, Оленюк А.В, Оленюк А.С, фио по доводам жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Оленюк А.В. по доверенности фио, представителя ответчика- фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований ? в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2).
Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажир) воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Согласно ч. 2 ст. 105 ВК РФ, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
В силу ч. 2 ст. 102 ВК РФ, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В силу ст. 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевоза пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
Согласно п. 5 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утв. Приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. N155), денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.
Пунктами 17 и 18 указанных Правил предусмотрено, что по классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса. В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.
В соответствии с п. 1 ст. 1211 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 1211 Гражданского кодекса РФ стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается сторона, являющаяся, в частности, перевозчиком - в договоре перевозки.
Согласно п. 9 ст. 1211 Гражданского кодекса РФ если из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела явно вытекает, что договор более тесно связан с правом иной страны, чем та, которая указана в пунктах 1 - 8 настоящей статьи, подлежит применению право страны, с которой договор более тесно связан.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации" в исключительных случаях суд не применяет коллизионные нормы из пунктов 1 - 8 статьи 1211 ГК РФ, если из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела явно вытекает, что договор более тесно связан с правом иной страны (пункт 9 статьи 1211 ГК РФ). Суду следует указать причины, по которым он считает договор явным образом более тесно связанным с правом иной страны. Учитывая необходимость обеспечения предсказуемости и определенности договорного статуса, суду при оценке совокупности обстоятельств дела, по общему правилу, следует принимать во внимание только те обстоятельства, которые сложились на момент заключения договора, а не появились позднее.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для договоров, заключенных с участием потребителей, статьей 1212 Гражданского кодекса РФ предусмотрены особенности относительно императивных норм права страны места жительства потребителя.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления N 7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями), к отношениям, регулируемым Законом о защите прав потребителей, в частности, относятся отношения, вытекающие из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов. Возможность применения Закона о защите прав потребителей не ставится в зависимость от вида перевозки ? его действие распространяется и на международные воздушные перевозки (согласно правовой позиции, выраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 августа 1998 г. N 64-ВПР-98-8).
Таким образом, по смыслу указанного закона и исходя из сложившейся судебной практики, пассажиры являются потребителями и к заключенным ими договорам перевозки применяются положения Закона о защите прав потребителей.
Согласно с ч. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В соответствии с абзацем восьмым преамбулы Закона о защите прав потребителей, под недостатком товара (работы, услуги) понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между истцами и Авиакомпанией "Акционерное общество "Тюрк фио" зарегистрированной в адрес, выступающей под брендом "Turkish Airlines", был заключен договор воздушной перевозки пассажира в результате покупки авиабилетов по маршруту Москва ? Анталья? Москва.
Авиабилеты были приобретены 30 мая 2022 г, что подтверждается уведомлениями о покупке билетов в отношении каждого из Пассажиров и электронными билетами, квитанциями (билет N 235 6912420123) стоимостью сумма (билет N 235 6912420124) стоимостью сумма (билет N 235 6912420122) стоимостью сумма (билет N 235 6912420121) стоимостью сумма.
Оплата авиабилетов была произведена путем внесения наличных денежных средств; оплату в интересах всех пассажиров производил Оленюк С.Н.
Авиабилеты на обратный рейс (по маршруту Москва (адрес) ? Анталья (адрес)) были приобретены с обслуживанием класса "бизнес", что подтверждается посадочными талонами на имя пассажиров, а также обозначением "D" в вышеуказанных уведомлениях о покупке авиабилетов, что является первичным кодом класса обслуживания "бизнес-класс со скидкой" согласно Приложению N10 к Приказу Минтранса России от 11.02.2005 N10 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке регистрации и опубликования тарифной информации на регулярные пассажирские воздушные перевозки, выполняемые российскими авиационными предприятиями".
Истцом в материалы дела предоставлен протокол осмотра вещественных доказательств от 19.05.2023 произведенным нотариусом адрес фио по заявлению представителя истца с участием представителя ответчика.
Из указанного протокола следует, что произведен осмотр информации, размещенной на мобильном устройстве связи "Samsung Galaxy S10", предоставленном заявителем, а именно текстовой, графической и иной информации, представляющей интерес для заявителя, в разделе указанного смартфона "Галерея", которое подтверждает отсутствие кресел бизнес класса в самолете.
Также материалы дела представлен протокол осмотра доказательств письменных доказательств от 19.05.2023 произведенным нотариусом адрес фио по заявлению представителя истца с участием представителя ответчика.
Нотариус произвел осмотр доказательства - информации, размещенной на электронной странице, при наборе электронного адреса www.turkishairIines.com/ru-int/nights/flv-different/bnsiness-class/ имеется информация по креслам в бизнес классе: Максимальный комфорт
Кресла в классе Business разработаны для максимального комфорта пассажиров. Путешествие станет еще комфортнее благодаря специальным возможностям, таким как лампа для чтения, блок питания и возможность оградить личное пространство."
Под указанной текстовой информацией, в виде горизонтального ряда расположены надписи (описание слева-направо): "Максимальный комфорт", "Доступ к проходу", "Комфортный сон", "Работа и развлечения".
Ответчиком указанные факты не оспаривались. Вместе с тем, не отрицая, что истцами были приобретены билеты с обслуживанием бизнес класс Европейский, в выписке из системы регистрации усматривается, что истцы рейс ТК4001 Анталия 20 августа были зарегистрированы в бизнес-зале.
Ответчиком в материалы дела предоставлен протокол осмотра письменных доказательств от 28.04.2023 произведенным нотариусом адрес фио по заявлению представителя ответчика в присутствии представителя истца. На сайте по адресу www.turkishairIines.com/ru-int/nights/flv-different/bnsiness-class/ есть информация особенности кресел в классе Business, после текстовой информации "Удобная подушка на спинке сиденья" есть надпись Характеристики кресел могут различаться в зависимости от типа самолета.
Ответчик также сослался на то, что истцы летели именно в бизнес классе, поскольку согласно манифеста места указаны именно как "С", что подразумевает бизнес класс, согласно схемы расположения кресел в салоне самолете это места бизнес класса, и согласно выписки из системы регистрации истцы летели в бизнес классе.
Кроме того, в ходе судебного разбирательств истцы не оспаривали, что воспользовались услугами бизнес класса, а именно: регистрация билетов в бизнес -зале, питание бизнес класса, повышенная норма багажа, также был предусмотрен возврат билетов; кроме того, в бизнес- классе одно кресло в ряду было пустое, что в эконом классе отсутствует.
Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что к настоящему делу применимо российское законодательство о защите прав потребителей, однако вопреки доводам истца о том, что ответчиком оказывались некачественные услуги, суд не согласился с данными доводами, поскольку из материалов дела следует, что истцы при должной внимательности и осмотрительности, получив электронное подтверждение бронирования билетов, не были лишены возможности заблаговременно ознакомиться с установленными условиями предоставления услуги бизнес класса с возможной заменой типа судна, где отсутствуют кресла бизнес класса типологии Европейский бизнес класс. Претензий относительно других услуг, предоставляемых по этому тарифу приоритетная регистрация на рейс и приоритетная посадка в самолет, повышенная норма провоза багажа и ручной клади, питание, закуски, чай/кофе, прохладительные и спиртные напитки, согласно рационам "Бизнес-класса", бизнес зал, обслуживание специально подготовленными бортпроводниками, истцами не предъявлялось. Таким образом, истцы воспользовались услугами бизнес класса и об особенностях кресел в бизнес- классе были предупреждены, что влечет отказ в исковых требованиях.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы истцом о том, что судом не применен закон подлежащий применению, а именно п.123 Приказа Минтранса России от 25.08.2088 N155, отклоняются судебной коллегией.
В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2).
На основании адрес авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП-82), перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки.
В силу п.227 ФАП-82, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете.
Истцами не оспаривается факт, того, что получив электронное подтверждение бронирования билетов, они не были лишены возможности заблаговременно ознакомиться с установленными условиями предоставления услуги бизнес класса с возможной заменой типа судна, где отсутствуют кресла бизнес класса типологии Европейский бизнес класса, имели возможность добровольно отказаться от перевозки и получить стоимость приобретенного авиабилета, что не противоречит нормам ст. 108.2 ВК РФ.
В соответствии с п.6.4 Общих правил перевозки, являющихся частью договора перевозки, перевозчик не гарантирует предоставление какого-либо конкретного места на борту воздушного суда, а пассажир соглашается принять место, которое может быть назначено на рейс в классе обслуживания, в соответствии с которым был приобретён билет. Перевозчик сохраняет право изменять место пассажира перед полетом или во время полета в целях безопасности или по эксплуатационным причинам.
На сайте перевозчика до пассажиров доведена информация о том, что характеристики кресел могут различаться в зависимости от типа самолета.
Кроме того, бизнес-класс обслуживания помимо кресел повышенной комфортности предполагает ряд других преимуществ и дополнительных услуг, которые, согласно объяснениям ответчика, истцам оказывались, в том числе, предоставлялось питание бизнес-класса, отдых в зале оживания, отдельная стойка регистрации, дополнительная норма провоза багажа.
Указанные обстоятельства не оспаривались истцами.
Пунктом 123 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации установлено, что при замене перевозчиком воздушного судна с салонами повышенной комфортности на воздушное судно, не имеющее салонов повышенной комфортности, или при изменении компоновки воздушного судна пассажиру возвращается разница между оплаченным тарифом и тарифом того класса обслуживания, которым была фактически осуществлена перевозка.
В данном случае замены воздушного судна с салоном повышенной комфортности на воздушное судно, не имеющее салона повышенной комфортности, либо изменения компоновки воздушного судна перевозчиком не производилось.
Пассажиры осуществили перелет на местах повышенной комфортности в передней части самолета, предоставление иных услуг указанного тарифа, истцами не оспаривалось.
Доводы жалобы истцом о том, что в ходе полета пассажиры не были осведомлены о питании в эконом - классе, следовательно не имели возможности сравнить фактически предоставляемое обслуживание в части бортового питания с тем, что предоставлялось иным пассажирам, формально зарегистрированным в классе "эконом", отклоняются судебной коллегией, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции истцами не оспаривался класс представленного питания на борту воздушного судна. Эти обстоятельства усматриваются и из претензии, направленной истцами ответчику и искового заявления, в которых никаких иных претензий, кроме отсутствия кресел повышенной комфортности, истцами не предъявлялось.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 29 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.