Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Аллахвердиевой Л.Н. кызы, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-516/2022 по административному исковому заявлению СНТ "Клен" к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета земельный участок, обязании осуществить кадастровый учет
по апелляционной жалобе СНТ "Клен" на решение Троицкого районного суда адрес от 27 декабря 2022 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по адрес - фио, полагавшую решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Троицкого районного суда адрес от 27 декабря 2022 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные СНТ "Клен" основания иска, связанные с нарушением его права на кадастровый учет уточненных границ земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности.
Исследуя указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что СНТ "Клен" не доказано нарушение его прав.
В апелляционной жалобе СНТ "Клен" ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке в связи с необходимостью оставления административного искового заявления без рассмотрения.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Из материалов дела усматривается, что 20 мая 2020 г. СНТ "Клен" было уведомлено Управлением Росреестра по адрес о том, что рассмотрение заявления последнего о кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка приостановлено на основании п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ввиду того, что не представлены сканы документов в полноцветном режиме. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие прохождение границ земельного участка на местности 15 лет и более (л.д. 45-46, 11-12).
Данное уведомление было мотивировано Управлением Росреестра по адрес указанием конкретных действий, которые надлежит выполнить СНТ "Клен" для устранения недостатков, выразившихся в нарушении следующих законоположений.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) утверждены формы и состав сведений межевого плана, требований к его подготовке (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40651).
Данный Приказ действовал до 18 июня 2022 г, то есть подлежал применению на момент возникновения спорных правоотношений.
Приложением N 2 к данному Приказу утверждены Требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Согласно п. 18 Требований для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi, поскольку электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1; качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты.
Из описи, представленной СНТ "Клен" к заявлению, следует, что такой полноцветный режим к представленным СНТ "Клен" не использовался (л.д. 47).
Кроме того, в силу ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Управление Росреестра по адрес полагало, что такое обоснование местоположения уточненных границ земельного участка отсутствует.
В соовтетствтии с пп. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" обжалование решения о приостановлении (кадастрового учета) в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Из материалов дела усматривается, что уведомлением от 7июня 2022 г. апелляционная комиссия Управления Росреестра по адрес пришла к выводу о том, что заявление об обжаловании решения о приостановлении кадастрового учета от 20 мая 2022 г. подано СНТ "Клен" с нарушение установленных законом требований:, а именно: в заявлении не указано обоснование в произвольной форме несоответствия решения о приостановлении нормам Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (л.д. 10).
Таким образом, по данному делу установлено, что СНТ "Клен" не соблюден обязательный для данной категории дел досудебный порядок обжалования решения Управления Росреестра по адрес от 20 мая 2022 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета, так как свое обращение в апелляционную комиссию оно не мотивировало, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а административное исковое заявление оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311, 310, 196 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Троицкого районного суда адрес от 27 декабря 2022 г. отменить, административное исковое заявление СНТ "Клен" к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета земельный участок, обязании осуществить кадастровый учет оставить без рассмотрения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Троицкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.