Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда фио, рассмотрев материал NМа-1123/2023 по административному исковому заявлению Куликова ... к начальнику Жилищной инспекции по адрес о признании незаконным бездействия, решения, привлечении к административной ответственности
по частной жалобе фио на определение судьи Кузьминского районного суда адрес от 25 августа 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Куликов С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику Жилищной инспекции по адрес о признании незаконным бездействия, решения, привлечении его к административной ответственности, указывая на ненадлежащее рассмотрение его обращения по вопросам применения УК "Смарт Символ" по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определением судьи Кузьминского районного суда адрес от 25 августа 2023 года в принятии административного искового заявления фио отказано.
В частной жалобе Куликов С.П. ставит вопрос об отмене определения судьи, полагая его незаконным.
В силу части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения частной жалобы в судебном заседании, не установлено.
Изучив представленный материал и доводы частной жалобы, полагаю определение судьи суда первой инстанции подлежащим отмене.
Отказывая Куликову С.П. в принятии административного искового заявления, судья суда первой инстанции, сославшись на положения пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ, исходил из того, что оспариваемый ответ на обращение не носит властно-распорядительного характера, не содержит властного волеизъявления, носит информационный характер, а вопросы обоснованности начисления оплаты по тарифам могут быть проверены и оценены судом в ином судебном порядке.
Между тем, судьей не учтено, что в силу части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно разъяснениям пунктов 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 4 части 1); правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 6 части 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3).
Пунктом 1 Положения о Государственной жилищной инспекции адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 года N336-ПП, установлено, что Государственная жилищная инспекция адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции и полномочия по региональному государственному жилищному контролю (надзору) (пункт 1.1).
Пунктом 4 Положения определено, что Мосжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, в том правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 4.3.6).
При этом Мосжилинспекция осуществляет рассмотрение в установленном порядке обращений граждан (пункт 8).
Таким образом, Мосжилинспекция, ее территориальные подразделения представляют собой органы государственной власти, реализующие публично-властные полномочия по исполнению и применению законов, чьи действия (бездействие) могут быть оспорены в порядке КАС РФ.
При этом, как следует из административного искового заявления фио, им оспаривались действия (бездействие) начальника Жилищной инспекции по адрес, связанные с ненадлежащим рассмотрением его обращения по вопросам применения управляющей компанией "Смарт Символ" тарифов для начисления жилищно-коммунальных платежей.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Требования, возникшие в связи с применением приведенных норм действующего законодательства, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с частью 1 статьи 10 названного Федерального закона государственный орган или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении гражданина вопросов.
С учетом изложенного, выводы судьи суда первой инстанции о том, что ответ на обращение фио не может быть оспорен в рамках публично-правового спора, являются ошибочными.
Таким образом, законных оснований для отказа в принятии административного искового заявления фио о признании незаконным решения начальника Жилищной инспекции по адрес у судьи суда первой инстанции не имелось.
В то же время согласно части 5 статьи 1 КАС РФ положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
При таких данных в принятии административного искового заявления фио в части требований о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде наложения штрафа по статье 5.63 КоАП РФ следует отказать на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, поскольку они подлежат рассмотрению в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 310-316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Кузьминского районного суда адрес от 25 августа 2023 года отменить, материал направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления фио в части требований о признании незаконным решения начальника Жилищной инспекции по адрес.
В принятии административного искового заявления фио о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде наложения штрафа - отказать.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.