Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, адресВ, при помощнике судьи Бубновой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-64/2023 по административному исковому заявлению Железняка... к зам. председателя Комитета государственного строительного надзора адрес, Комитету государственного строительного надзора адрес о признании незаконным и отмене разрешения на строительство от 28 сентября 2022 г.
по апелляционной жалобе Железняка Е.П. на решение Головинского районного суда адрес от 13 апреля 2023 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения Железняка Е.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя зам. председателя Комитета государственного строительного надзора адрес, Комитета государственного строительного надзора адрес - фио, представителя заинтересованного лица фио - фио, полагавших решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Головинского районного суда адрес от 13 апреля 2023 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано, поскольку разрешение на строительство выдано 28 сентября 2022 г. уполномоченным должностным лицом - зам. председателя Комитета государственного строительного надзора адрес, касается земельного участка, который административному истцу не принадлежит, учитывает градостроительный план и проектную документацию, сведения о типовом архитектурном решении объекта строительства, в отношении которого утверждена экспертиза проектной документации. Строительство ведется в соответствии с постановлением Правительства адрес от 12 октября 2021 г. N 1591-пп "Об адресной инвестиционной программе адрес на 2021-2024 г.". Застраиваемый земельный участок имеет вид разрешенного землепользования - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования, строительство ведется с учетом данного режима, а разрешение на строительство выдано с соблюдением порядка, установленного ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе Железняка Е.П. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Рассмотрение дел, вытекающих из публичных правоотношений по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - Кодекс), осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и статья 14 Кодекса). Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 Кодекса), то есть независимо от доводов административного иска суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч.1).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч. 2).
Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного иска Железняка Е.П. является представление им доказательств, подтверждающих, каким нормативным актам противоречит оспариваемое разрешение на строительство, какие права административного истца нарушены или могут быть нарушены данным разрешением.
Однако таких доказательств Железняком Е.П. не представлено.
Напротив, судом установлено, что административные ответчики доказали соблюдение требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при выдаче зам. председателя Комитета государственного строительного надзора адрес разрешения на строительство от 28 сентября 2022 г.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (ч. 3).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4).
Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ч. 6).
Частью 7 названной статьи предусмотрен перечень документов, которые должен представить застройщик для получения разрешения на стриотельство.
В случае, если земельный участок или земельные участки для строительства, реконструкции объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения образуются из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо из земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута), кроме земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в соответствии с утвержденным проектом планировки территории по основаниям, предусмотренным земельным законодательством, выдача разрешения на строительство такого объекта допускается до образования указанных земельного участка или земельных участков в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка и утвержденной в соответствии с земельным законодательством схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В этом случае предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется.
Вместо данных правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В случае, если в соответствии с настоящей частью выдано разрешение на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в том числе на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по основаниям, предусмотренным земельным законодательством, указанные строительство, реконструкция не допускаются до прекращения в установленном земельным законодательством порядке прав третьих лиц на такие земельные участки в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (ч. 7.3).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11).
В соответствии с этими нормами права Комитетом государственного строительного надзора адрес представлены доказательства того, что застройщик обращался к нему за выдачей разрешения на строительство, представил необходимые документы. Выданное разрешение на строительство от 28 сентября 2022 г, как усматривается из его содержания (л.д. 10-12 т. 1), применительно к ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подтверждает соблюдение требований, установленных градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Предусмотренных законом обстоятельств, при которых выдача разрешения на строительств не допускается, не имеется. В разрешении на строительство установлены срок действия разрешения - до 16 мая 2023 г, строительный объект - ДОУ на 200 мест, адрес, адрес и... адрес (участок N 2).
Изложенное доводами апелляционной жалобы не опровергнуто.
Заявитель жалобы, ссылаясь на то, что обоснование решений по инженерной подготовке территорий включает демонтаж детской игровой площадки на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, доля в праве собственности котором принадлежит административному истцу, не учитывает, что оспариваемое разрешение на строительство представляет собой, как было указано выше, документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом. Если застройщиком будут произведены отступления от указанного разрешения на строительство, то это не влечет признание такого разрешения незаконным, и не лишает заинтересованных лиц защищать своих права в порядке отдельного судопроизводства по иному предмету спора.
Кроме того, получению разрешения на строительство, как следует из ч. 2 ст. 48 адрес кодекса РФ, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В данном случае разрешение на строительство подтверждает, что строительство не является самовольным, а в Комитет государственного строительного надзора адрес представлена информация о результатах экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.
Соответственно, указанный выше довод апелляционной жалобы и иные связанные с ним доводы со ссылкой на соглашение об установлении сервитута, нормы ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 39.23, 39.24 Земельного кодекса РФ не свидетельствуют о том, что выданное разрешение на строительство препятствует разрешению гражданско-правового спора Железняка Е.П. по защите его права собственности на земельный участок.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с правильностью указанных выше выводов суда, поскольку они подтверждаются исследованными судом доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и основаны на нормах права, которые применил суд. Существенных нарушений процессуального закона по данному делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Головинского районного суда адрес от 13 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Головинский районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.