Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Татаринове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело 2а-277/2023 (УИД 77RS0021-02-2022-010363-65) по административному исковому заявлению Сарыниной Ирины Геннадьевны к Департаменту городского имущества адрес, Правительству Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, об обязании сформировать земельный участок
по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 20 марта 2023 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным иском к Департаменту городского имущества адрес, Правительству Москвы, в котором просила признать незаконным отказ в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: адрес; обязать сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: адрес.
В обоснование требований указав, что административный истец является собственником жилого помещения N 36 по адресу: адрес. 28 октября 2021 года в адрес Департамента городского имущества адрес заявителем направлен запрос на предоставление государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка". На заявление был получен отказ Департамента городского имущества адрес от 03 ноября 2021г. N 3305-106288/21-(0)-1, который мотивирован тем, что границы формируемого земельного участка не соответствуют Проекту межевания территории адрес, ограниченного проездом 475, проездом 3557 (адрес) за N 05.05.678.2013, утвержденному распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29 июля 2015г. N 11820. Административный истец считает решение Департамента незаконным, поскольку реализация прав собственника не может зависеть от утвержденного Проекта межевания территорий, вступающего в противоречие с действующим законодательством.
Решением Пресненского районного суда адрес от 20 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца по доверенности фио, проверив решение, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно положению о Департаменте городского имущества адрес, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес", Департамент осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности адрес и земельными участками, находящимися на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях реализации вышеуказанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 N 199-ПП (далее - Постановление N199-ПП) утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества адрес.
Постановление N 199-ПП имеет статус нормативного-правового акта, ввиду чего при предоставлении государственных услуг в сфере земельно-правовых отношений Департамент городского имущества адрес, а также лица, обращающиеся за получением государственных услуг, обязаны руководствоваться данным документом.
Согласно указанному Административному регламенту с 01 августа 2015 прием запросов на предоставление государственных услуг от юридических лиц, зарегистрированных на территории адрес, осуществляется только в электронной форме с использованием Официального сайта Мэра Москвы в разделе "Услуги и сервисы" https://www.mos.ru/services. Услуга предоставляется только зарегистрированным пользователям после получения индивидуального кода доступа к подсистеме "личный кабинет".
Предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам по письменным обращениям произвольной формы, а также прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории адрес, на бумажном носителе, законом не предусмотрено. Заявление на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению к Административному регламенту, (п.п. 1.5, 2.4.3.2, 2.4.5, 2.5.1.1 Административного регламента)
Указанные положения являются общим стандартом предоставления государственных услуг адрес.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28 октября 2021 в адрес Департамента городского имущества адрес от представителя административного истца через раздел "Услуги и сервисы" сайта Мэра Москвы https://www.mos.ru/services поступил запрос на предоставление государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка". С заявлением о предоставлении государственной услуги представлен межевой план с координатами границ предлагаемого к образованию земельного участка под многоквартирным домом.
Ответом заместителя руководителя Департамента городского имущества адрес фио Цуркан N 33-5-106288/21-(0)-1 от 03 ноября 2021 года заявителю сообщено, что на основании п. 2.10.1.2 Административного регламента принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка".
Разрешая заявленные требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение принято без нарушения положений действующего законодательства; правовых оснований для предоставления испрашиваемой государственной услуги не имелось, поскольку представленный заявителем межевой план и подготовленная схема земельного участка не соответствовали схеме, утвержденной Распоряжением Департамента от 29 июля 2015 N 11820. фио не обращалась в Департамент с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом, а также за внесением изменений в действующий проект межевания территории квартала, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны в соответствии с действующим законодательством, и с учетом установленных по делу обстоятельств.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" (далее - Административный регламент) утвержден в Приложении N 2 к Постановлению N 199-ПП.
В соответствии с п. 2.10.1.2. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативно-правовыми актами адрес.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 36 адрес Кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как разъяснено в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 41 адрес кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в т.ч. выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 адрес кодекса РФ, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков:
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостороительным кодексом РФ:
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Таким образом, границы земельных участков под многоквартирными домами устанавливаются в соответствии с утвержденными проектами межевания территории.
В соответствии с положениями ст. 12 Закона адрес от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в адрес" (далее - Закон N 48), ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре к недвижимости" земельный участок, как объект недвижимости, считается сформированным на основании проекта межевания территории с момента государственного кадастрового учета земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде его разрешенного использования - эксплуатация многоквартирного дома.
С учетом изложенного, в силу закона земельный участок под многоквартирным домом, как объект гражданских правоотношений, формируется на основании проекта межевания территории и считается сформированным с момента постановки его на кадастровый учет с соответствующим видом разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29 июля 2015 N 11820 утвержден Проект межевания территории адрес, ограниченного проездом 475, проездом 3557 (адрес), в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001010:33.
Данным проектом определен участок N 19 на плане межевания площадью 4, 6 га для целей реализации инвестиционного проекта по адресу: адрес, утверждены границы земельного участка.
Согласно карте градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (адрес) территориальной части Правил землепользования и застройки адрес, земельный участок в сформированных границах входит в территориальную зону с основными видами разрешенного использования, касающимися размещения объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, спорта, досуга, медицинских услуг и т.д. В графе иные показатели указана общая площадь объекта планируемого строительства - 390600 кв.м, а также содержатся сведения о планируемом сносе существующих объектов, расположенных за земельном участке.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001010:33, расположенный по адресу: адрес, сформирован и постановлен на государственный кадастровый учет в оспариваемых границах в установленном порядке и предназначен для реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции и застройке, с проведением сноса существующих жилых домов и их расселения.
При этом, утвержденный Распоряжением Департамента от 29 июля 2015 N11820 проект межевания территории квартала, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001010:33, не предусматривает отдельного земельного участка под многоквартирным домом по адресу: адрес.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На территории адрес указанные полномочия по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами отнесены к компетенции Департамента.
Указанные полномочия реализуются Департаментом в соответствии с Порядком проведения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами (далее - Порядок), утвержденным Приказом Департамента от 29 января 2020 N7.
В свою очередь по смыслу ч. 3 и 4 ст. 16 Закона N 189-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком, который определен по проекту межевания территории, в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Как установлено судом первой инстанции, до настоящего времени ни один из приведенных правовых актов, послуживших основанием для формирования участка в существующих границах и отражающих сведения о нем, не был оспорен или признан недействительным, доказательств обратного суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства и нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Доводов, по которым решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 20 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца по доверенности фио - без удовлетворения.
Решение и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.