Московский городской суд в составе председательствующего
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Перваковой Ю.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-89/2024 по административному исковому заявлению ООО "ЛИНИЯ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛИНИЯ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило по состоянию на 01.01.2021 год установить кадастровую стоимость нижеуказанных объектов недвижимости в размере рыночной: нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1067 в размере 135 608 452 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1010 в размере 249 865 142 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1068 в размере 19 349 575 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014008:83 в размере 121 793 085 рублей.
В обоснование требований истец указал на то, что является собственником нежилых зданий и арендатором земельного участка, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости данных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права истца, как плательщика налога и арендной платы, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов.
В подтверждение своих требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Суд, в открытом судебном заседании исследовав материалы дела, выслушав представителя истца Лямзину О.М, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО "ЛИНИЯ" является собственником следующих объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1067 площадью 4026 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Бабушкинский, ул. Искры, д. 17а, стр.2; нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1010 площадью 6788 кв.м, расположенного по адресу г. Москва, Бабушкинский, ул. Искры, д. 17а, стр.3; нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1068, площадью 518, 6 кв.м, расположенного по адресу г. Москва, Бабушкинский, ул. Искры, д. 17а, стр.5.
Кроме того, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014008:83 площадью 7461 кв.м, по адресу г. Москва, Бабушкинский, ул. Искры, вл. 17А.
В отношении указанного недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2021 года установлена кадастровая стоимость в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1067 в размере 325 169 471, 88 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1010 в размере 559470354 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1068 в размере 48 394 564, 41 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014008:83 в размере 226294592, 13 рублей.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости.
Как разъяснено в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога и арендной платы.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 05 июля 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, предоставив в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой объекта недвижимости отчет, составленный ООО "ГЕО-ДОН".
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертному учреждению ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01.01.2021 год рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1067 составляет 276 682 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1068 - 35 731 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1010 - 457 779 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014008:83 - 188 935 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости спорного недвижимого имущества, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "ГЕО-ДОН" и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком ООО "ГЕО-ДОН" нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, в связи с чем, данный отчет не принимается судом, в качестве доказательства рыночной стоимости объектов оценки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 1 - 4 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 56 ГПК РФ, статья 62 КАС РФ).
Административный ответчик достоверность заключения ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России не оспаривал, каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности рыночной стоимости, не предоставлял. Административный истец с выводами повторной экспертизы согласился, требования в части размера рыночной стоимости уточнил.
В свою очередь у суда сомнения в обоснованности заключения эксперта не возникли.
Как следует из материалов дела, заключение судебной экспертизы содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат явных математических, методических и арифметических ошибок и сомнений в их достоверности не вызывают.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2021 год должна быть определена на основании экспертного заключения ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 05 июля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "ЛИНИЯ" удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2021 года на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 год кадастровую стоимость в размере рыночной в отношении следующих объектов недвижимости:
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1067 площадью 4026 кв.м. расположенного по адресу: г.Москва, ул. Искры д. 17А, стр.2 в размере 276 682 000 рублей;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1068 площадью 518, 6 кв.м. расположенного по адресу: г.Москва, ул. Искры д. 17А, стр.5 в размере 35 731 000 рублей;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0014008:1010 площадью 6788 кв.м. расположенного по адресу: г.Москва, ул. Искры д. 17А, стр.3 в размере 457 779 000 рублей.
Установить по состоянию на 1 января 2021 года на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 год кадастровую стоимость в размере рыночной в отношении в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014008:83 площадью 7461 кв.м. расположенного по адресу: г.Москва, ул. Искры вл. 17А в размере 188 935 000 рублей;
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 05 июля 2022 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Лебедева И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.