Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4764/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЦ Бескудниково" об оспаривании решения и действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенные нарушения при определении кадастровой стоимости нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТЦ Бескудниково" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 46 КАС РФ, просит:
признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - Учреждение) по отказу в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости (помещения) с кадастровым номером 77:09:0002027:14380, при котором в качестве исходных данных должна быть принята определенная по состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость этого помещения в размере 103 988 400 руб, установленная вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 13 декабря 2019 года, признать незаконными действия Учреждения по расчету кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости (далее - Помещение) по состоянию на 29 июля 2020 года и принятию акта N 02-8398/20-1-ОКС от 10 августа 2020 года об определении кадастровой стоимости, обязать Учреждение в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет кадастровой стоимости Помещения по состоянию на 29 июля 2020 года с учетом данных о кадастровой стоимости данного объекта, установленной решением Московского городского суда от 13 декабря 2019 года по делу N3а-3819/2019 и пропорциональному изменению площади.
В обоснование требований административным истцом указано на то, что он является собственником Помещения, уплачивает в отношении него налог на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости.
В связи с изменением площади Помещения его кадастровая стоимость определена актом Учреждения N 02-8398/20-1-ОКС от 10 августа 2020 года по состоянию на 29 июля 2020 года и установлена в размере 181 762 554, 17 руб.
Указанная кадастровая стоимость значительно увеличилась по сравнению с его кадастровой стоимостью, определенной по состоянию на 1 января 2018 года судебным актом, несмотря на то, что площадь Помещения уменьшилась.
Административный истец, полагая, что при определении кадастровой стоимости Помещения по состоянию на 29 июля 2020 года в связи с изменением его характеристик Учреждение не учло вступившее в силу решение суда об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 103 988 400 руб, просил административного ответчика о перерасчете кадастровой стоимости для исправления допущенной в отношении спорного объекта недвижимости методологической ошибки. Кадастровая стоимость не пересчитана.
В судебном заседании представители административного истца уточненные требования поддержали; представители Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения административного иска возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены; на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 20-22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности юридических и физических лиц, они могут быть оспорены ими, в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также оспорены в суде.
Пунктами 9, 12 статьи 21 Закона N 237-ФЗ определено, какие сведения должно содержать заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также установлено, что форма заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и требования к его заполнению утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 Закона N 237-ФЗ предписано, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 16 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Таковые (действующие в период спорных правоотношений) были утверждены Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания).
Согласно Приложению N3 к Методическим указаниям для помещений площадь является ценообразующим фактором.
Согласно пунктам 12.1, 12.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости осуществляется по предусмотренным алгоритмам с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости. Результат расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Наряду с этим, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Согласно пункту 15 Порядка в случае изменения площади помещения, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади.
При рассмотрении административного дела установлено, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0002027:14380 по адресу: г. Москва, б-р Бескудниковский, д. 12, налог на имущество организаций на которое рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 28 ноября 2018 года N40557 утверждены результаты государственной кадастровой оценки Помещения. Его кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года, была установлена в размере 181 762 554, 17 руб.
Указанная кадастровая стоимость Помещения пересмотрена по требованию собственника и установлена вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 13 декабря 2019 года в размере, равном рыночной стоимости данного объекта недвижимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года по заключению эксперта по результатам судебной оценочной экспертизы, - 103 988 400 руб. Период применения установленной судом кадастровой стоимости с 1 января 2019 года до проведения очередной государственной кадастровой оценки.
29 июля 2020 года в ЕГРН внесены сведения об изменении значения площади нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0002027:14380 (с 1989, 60 кв.м. до 1910, 2 кв.м.).
Административный ответчик актом N02-8398/20-1-ОКС от 10 августа 2020 года определилкадастровую стоимость спорного нежилого помещения, с площадью 1 910, 2 кв.м, по состоянию на 29 июля 2020 года в размере 174 899 784 руб.; указанная кадастровая стоимость помещения подлежала применению для целей предусмотренных законодательством Российской Федерации на период с 20 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года.
Как следует из отзыва административного ответчика, основанием определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 29 июля 2020 года послужило изменение внесенных в ЕГРН сведений о характеристиках нежилого помещения, а именно площадь нежилого помещения изменилась с 1 989, 60 кв. метров на 1 910, 20 кв. метров.
Административным истцом факт изменения площади нежилого помещения не оспаривается.
Также установлено, что распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость спорного помещения, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, установлена в размере 205 045 233, 26 руб.; указанная кадастровая стоимость нежилого помещения также пересмотрена по требованию собственника; вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 23 февраля 2023 года она установлена в размере, равном рыночной стоимости данного объекта недвижимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года по заключению эксперта по результатам судебной оценочной экспертизы, - 166 030 000 руб.
Также при рассмотрении административного дела не установлено, что административный истец обращался в предусмотренном законодательством о государственной кадастровой оценке порядке в Учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости Помещения по состоянию на 29 июля 2020 года по форме, утвержденной Приказом Росреестра от 06.08.2020 N П/0286 "Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости" (зарегистрирован в Минюсте России 05.10.2020 N 60240).
В связи с претензией ООО "ТЦ Бескуднико" от 30 марта 2022 года по вопросу определения кадастровой стоимости Помещения по состоянию на 29 июля 2020 года Учреждение предоставило административному истцу письменный ответ от 11 апреля 2022 года, получение которого собственником Помещения не отрицается, разъяснив порядок оспаривания кадастровой стоимости нежилого помещения, обращения с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Принимая во внимание изложенное, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях Учреждение действовало неправомерно и с нарушением прав административного истца, не имеется; напротив, материалами дела подтверждается, что акт об определении кадастровой стоимости от 10 августа 2020 года составлен административным ответчиком в пределах предоставленных законом полномочий, ввиду того, что в сведения Единого государственного реестра недвижимости были внесены сведения о новой площади Помещения, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости; таковая определена Учреждением без нарушения Методических указаний и Порядка - на основании результатов последней государственной кадастровой оценки Помещения, каковыми являются, вопреки утверждениям административного истца по состоянию на 29 июля 2020 года (дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости) не установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости, равная его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, а непосредственно утвержденные вышеозначенным распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 28 ноября 2018 года N40557 (181 762 554, 17 руб.), при этом, кадастровая стоимость Помещения изменена пропорционально изменению площади.
Согласно части 2 статьи 21 Закона N 237-ФЗ ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
В силу части 13 статьи 21 Закона N 237-ФЗ ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Административный истец не заявляет, что расчеты кадастровой стоимости по состоянию на 29 июля 2020 года содержат арифметические ошибки; такого в ходе судебного разбирательства не установлено; то, что при определении кадастровой стоимости Помещения в указанном случае использовались достоверные и неискаженные сведения об объекте недвижимости, также никем не отрицается (статья 65 КАС РФ).
При этом, как уже указывалось выше, с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости Помещения по состоянию на 29 июля 2020 года по установленной форме административный истец в Учреждение не обращался, административный ответчик решения, предусмотренного пунктом 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ об отказе в пересчете кадастровой стоимости Помещения не принимал; ответ на обращение при этом заявителю предоставлен, порядок подачи данного заявления разъяснен.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать, так как при рассмотрении административного дела не установлено, что оспариваемые акт и действия Учреждения не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, нарушают принципы государственной кадастровой оценки и права административного истца; основания для обязания административного ответчика произвести перерасчет кадастровой стоимости Помещения, в том числе указанным административным истцом образом, не установлены.
Вопреки аргументам административного истца, Учреждение не нарушило статью 16 КАС РФ об обязательности судебных актов; период применения установленной вступившим в законную силу решением суда от 13 декабря 2019 года кадастровой стоимости с 1 января 2019 года до 28 июля 2020 года, поскольку далее изменились технико-экономические характеристики Помещения, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости, определение которой производится в соответствии с вышеприведенными требованиями Методических указаний и Порядка, нарушений которых в данном случае не выявлено.
Административный истец ошибочно понимает пункты 12.1 и 12.2 Методических указаний и не учитывает, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки, ввиду чего Методическими указаниями прямо предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости, а не иным образом.
При таких данных, ссылки заявителя на решение суда от 13 декабря 2019 года об обоснованности требований не свидетельствуют. Оснований полагать, что административный ответчик неправомерно исходил при определении кадастровой стоимости Помещения из утвержденных результатов последней государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 1 января 2018 года, не имеется; напротив, доводы административного истца о том, что при перерасчете кадастровой стоимости административный ответчик должен был учитывать кадастровую стоимость нежилого помещения, установленную решением Московского городского суда от 13 декабря 2019 года, являются необоснованными, заявитель неправильно понимает действующее законодательство и ошибочно рассматривает решение суда о пересмотре кадастровой стоимости как процедуру государственной кадастровой оценки.
Кроме того, суд отмечает, что собственник в случае несогласия с кадастровой стоимостью, определенной по состоянию на 29 июля 2020 года, вправе требовать установить ее в размере рыночной стоимости Помещения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТЦ Бескудниково" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2023 года
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.