Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5805/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ТПФ "Спутник" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru ; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В Перечень на 2022 год под пунктом 5074 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001051:3491 по адресу: г.Москва, 1-й Зачатьевский переулок, д. 4, помещение 1/2 (этаж 2, помещение 1 - комнаты 1, 2) (далее - Помещение).
ООО ТПФ "Спутник" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня на 2022 год, ссылаясь на то, что Помещение не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Помещения, для организации увеличено финансовое бремя по налогу на имущество организаций.
В судебном заседании представители административного истца, заинтересованного лица ООО "Инфоспутник" заявленные требования поддержали; представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Помещение, площадью 240, 4 кв.м, принадлежит ООО ТПФ "Спутник"; право собственности административного истца зарегистрировано в 25 июня 2001 года. Ситуационно Помещение расположено в многоквартирном доме на 2 этаже и представляет собой единое (соединенное лестницей)пространство с нежилым помещением с кадастровым номером 77:01:0001051:3490, общей площадью 2023, 6 кв.м, расположенным на 1 этаже данного дома (помещение 2 - комнаты с 1 по 6, 8; помещение 4 - комната 3), также принадлежащим ООО ТПФ "Спутник".
Никем не оспаривается, что административный истец, Помещение которого включено в оспариваемый Перечень, обязан уплатить за него за налоговый период 2022 года налог на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости; это свидетельствует о праве ООО ТПФ "Спутник" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечень на 2022 год опубликован и размещен на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 (пункт 2.1.) Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на 2021-2023 годы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение нежилого помещения к вышеупомянутым объектам на территории города Москвы осуществляется в зависимости от фактического использования при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения Помещения в оспариваемые Перечни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что Помещение включено в Перечень на 2022 год исходя из его фактического использования, установленного на основании акта N 91218911/ОФИ от 28 сентября 2021 года, согласно выводам которого Помещение фактически используется под цели, поименованные в статье 378.2 НК РФ, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Вопреки утверждениям стороны административного истца, нарушений Порядка и Методики расчетов при составлении акта 2021 года, не установлено; расчетная часть является корректной; о фотосъемке, фиксирующей фактическое использование Помещения, к акту приложены фотаблицы; Порядок не содержит императивных требований о проведении фотосъемки определенным образом и приложении к акту каких-либо конкретных фотографий; обследование проведено с доступом. Акт составлен уполномоченными на то должностными лицами, подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Выводы акта ясны и понятны, согласуются с его содержанием, подтверждаются фототаблицей, экспликацией и поэтажным планом.
При таких данных, оценивая представленный акт, суд находит, что он соответствует Порядку, отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам, и может быть положен в основу настоящего решения.
Оснований полагать акт 2021 года недопустимым доказательством суд не имеет; в материалы дела не представлено доказательств, которые бы опровергали или ставили под сомнения его выводы применительно к налоговому периоду 2022 года; ничем объективно содержащееся в акте 2021 года заключение об использовании Помещения под цели, поименованные в статье 378.2 НК РФ, не опровергнуто; напротив, оно подтверждено административным ответчиком применительно к юридически значимому периоду иными представленными в дело доказательствами, которым суд в полной мере доверяет, в том числе сведениями из сети Интернет, согласно которым в Помещении (как части общего выставочного пространства (вышеупомянутое помещение на 1 этаже) в юридически значимый период велась торговая деятельность (в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий осуществлялась торговля часами, БАДами, бельем, домашней одеждой и т.п.).
Оснований не доверять представленным административным ответчиком доказательствам из сети Интернет суд не имеет; достоверность указанного источника информации сомнению не подвергается; каких-либо данных, опровергающих размещенные в сети Интернет сведения о проведении торгово-ярмарочных мероприятий в Помещении в юридически значимый период, суду не представлено. Факты проведения выставок-продаж (торгово-ярмарочная деятельность) в Помещении сторона административного истца не отрицала (статья 65 КАС РФ).
Более того, как следует из акта обследования N 9126841/ОФИ от 18 сентября 2023 года в помещении с кадастровым номером 77:01:0001051:3490 (помещение на 1 этаже) зафиксирована торговая деятельность и работа объектов общепита. Поскольку согласно планам выставок-продаж для их проведения задействованы оба принадлежащих административному истцу в доме нежилых помещения (на 1 и 2 этажах), несмотря на время составления данного акта и иной предмет инспекционных мероприятий, он, оцениваемый в совокупности с иными доказательствами по делу по правилам статьи 84 КАС РФ, по мнению суда, подтверждает аргументы административного ответчика о верности заключения акта 2021 года о фактическом использовании Помещения под цели, поименованные в статье 378.2 НК РФ.
Ссылки ООО ТПФ "Спутник" на акт обследования Помещения N 91222174/ОФИ от 18 февраля 2022 года, суд во внимание не принимает, учитывая, что он не является повторным, составлен по обращению правообладателя в соответствии с абзацем первым пункта 3.9.(1) Порядка, ввиду чего сам по себе выводы акта 2021 года не опровергает, действует на следующий налоговый период, который спорным в настоящем деле не является.
По аналогичным причинам суд не учитывает и данные о последующих мероприятиях по определению вида фактического использования Помещения, сведения о которых размещены на официальном сайте Правительства Москвы.
Доводы налогоплательщика о том, что Правительством Москвы не представлено доказательств использования Помещения в юридически значимый период для размещения офиса, учитывая, что указанный вид фактического использования Помещения отмечен в акте 2021 года, судом во внимание также не принимаются, так как само по себе это о неправомерности включения Помещения в Перечень на 2022 год, его несоответствии установленным налоговым законодательством критериям, неиспользовании в торвго-ярмарочной деятельности не свидетельствует.
Под ярмаркой понимается форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен (п. 87 ГОСТ Р 51303-2023 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст).
Согласно п. 2 Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 04.05.2011 N 172-ПП, ярмарка - это ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся, проводимое в установленном месте торговое мероприятие, на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы или услуги) в соответствии с типом ярмарки.
Ввиду указанного признаются несостоятельными и аргументы административного истца о том, что используемое им в вышеуказанной деятельности Помещение не относится к объектам налогообложения исходя из кадастровой стоимости.
Кроме того, суд учитывает, что согласно сведениям ЕГРЮЛ в спорном помещении по адресу: Москва, 1-й Зачатьевский переулок, д. 4 зарегистрированы помимо административного истца, также организаторы выставок (ООО "Инфоспутник" - основной вид деятельности - организация конференций и выставок, среди дополнительных видов деятельности - различные виды торговли, предоставление услуг общественного питания) и ООО "Линжери Клуб" - ОКВЭД 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки)), руководителем которых является генеральный директор ООО ТПФ "Спутник". Из объяснений сторон и представленного договора аренды помещений судом установлено, что административный истец использует Помещение в коммерческой деятельности, в том числе сдает его в аренду за плату ООО "Линжери Клуб" для осуществления уставной деятельности; ООО "Инфоспутник", ООО "Линжери Клуб" оказывают партнерские услуги бизнесу при организации в Помещении выставок и участии в них (подготовка стендов, печатной продукции, реклама и пр.).
Необходимо отметить, что действующее законодательство о налогах исходя из кадастровой стоимости не устанавливает налоговых преференций для собственников, передающих принадлежащие им объекты в аренду, в случае если арендованные помещения отвечают признакам, предусмотренным в статье 378.2 НК РФ, фактически используются под эти цели, обеспечивая их собственникам получение дохода в процессе их самостоятельной эксплуатации; поэтому налогообложение таких объектов и осуществляется законодателем в повышенном размере.
При рассмотрении дела установлено, что ООО ТПФ "Спутник", основной целью которого является извлечение прибыли, ведет в Помещении коммерческую деятельность, в том числе путем сдачи его в аренду за плату.
Оснований полагать, что Помещение в спорном налоговом периоде фактически не использовалось в целях, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", не имеется.
Аргументы стороны административного истца о том, что Помещение не имеет торгового назначения, суд также отклоняет, полагая, что само по себе указанное обстоятельство правового значения для дела не имеет, поскольку основанием для включения спорного объекта в Перечень на 2022 год критерий "предназначение" не являлся.
Наряду с этим, из имеющихся в деле сведений МосгоБТИ и ЕГРН, экспликации и технического паспорта судом установлено, что Помещение расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером 77:01:0001051:1072 по адресу: г.Москва, 1-й Зачатьевский пер, д.4, площадь нежилых помещений в котором превышает 3000 кв.м, в том числе с учетом актуализированных данных ЕГРН. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не отрицается (статья 65 КАС РФ).
При таких данных, суд находит, что представленными по делу доказательствами, оцениваемыми в соответствии со статьей 84 КАС РФ в их совокупности, подтверждаются доводы Правительства Москвы о правомерности включения Помещения в оспариваемый Перечень, его соответствии признакам, установленным действующим законодательством. Каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, которые по правилам статьи 3 НК РФ надлежало бы в данном случае толковать в пользу административного истца, не установлено; оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ООО Торгово-промышленная фирма "Спутник" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 декабря 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.