Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника фио, действующего в интересах фио, на постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 19.06.2023 которым Беседина Дарья Станиславовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
27.04.2023 главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Минюста России в отношении депутата Московской городской думы Бесединой Д.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Карманов П.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Бесединой Д.С. состава административного правонарушения, а также в связи с неправильным определением судом обстоятельств дела.
Беседина Д.С, защитник Карманов П.А, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили. Руководствуясь нормами ст.25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Допрошенный в качестве свидетеля сотрудник ГУ МЮ адрес фио, предупрежденный судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагал вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалобы основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 4, ст. 19.34 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Бесединой Д.С. к административной ответственности) наступает за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Деятельность иностранных агентов на адрес регламентируется Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", согласно ст. 9 которого иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации.
Одним из видов деятельности, установленной статье 4 названного закона, является политическая деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Форма указания, а так же требования и порядок размещения такого указания, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. N 2108, в соответствии с которым материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - текстовое указание).
В частности, согласно утвержденным Правилам размещения указаний, размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала; текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала (п.п. 5 и 7 Правил).
Материалы, производимые, распространяемые и направляемые иностранным агентом на адрес, должны сопровождаться следующим указанием: "Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов), либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)".
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, Беседина Д.С, являясь депутатом Московской городской Думы, допустила производство и распространение материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Так 25.01.2023 по адресу: адрес, Беседина Д.С, являясь депутатом Московской городской Думы и иностранным агентом, в нарушение ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" составила и направила в Управление Роскомнадзора по ЦФО обращение депутата за номером исх. 08-31-69/23-1 без указания, на то, что этот материал создан и направлен иностранным агентом либо касается деятельности иностранного агента.
Действия Бесединой Д.С. судьёй районного суда квалифицированы по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт правонарушения и вина Бесединой Д.С. в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 27.04.2023; копией обращения депутата Московской городской думы Бесединой Д.С. от 25.01.2023; копией ответа на обращение депутата Московской городской думы; распоряжением Минюста России от 20.01.2023 о включении Бесединой Д.С. в реестр иностранных агентов.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины депутата Московской городской думы Бесединой Д.С, в совершении вмененного ей деяния.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем, судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что административное правонарушение было совершено депутатом Московской городской думы Бесединой Д.С. в качестве физического лица, поскольку статус депутата Московской городской думы не является должностью, не влечет удовлетворения жалобы, поскольку, основан на ином толковании закона.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
Согласно п.1 и 4 ст.1 Закона адрес от 15.07.2005 N 43 "О государственных должностях адрес" государственная должность адрес - должность, устанавливаемая федеральными законами, Уставом адрес и иными законами адрес для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти, а также иных государственных органов адрес.
Государственными должностями адрес являются должности депутата Московской городской Думы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Беседина Д.С, являясь депутатом Московской городской Думы, направляя обращение депутата, совершила правонарушение как должностное лицо, а потому должна нести административную ответственность как должностное лицо.
Довод жалобы о неверной квалификации действий Бесединой Д.С. по ч.4 ст.19.34 КоАП РФ судом отклоняется.
Частью 3 ст.19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение иностранным агентом обязанности по сообщению о наличии этого статуса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, тогда как административная ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", направляемых иностранным агентом в органы публичной власти иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента предусмотрена специальной нормой - ч.4 ст.19.34 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах привлечение Бесединой Д.С, являющейся иностранным агентом, к административной ответственности по ч.4 ст.19.34 КоАП РФ за направление материалов в органы публичной власти иные органы или организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, не может расцениваться как дискриминация и нарушение принципа равенства и ограничение прав депутата Московской городской думы на свободу выражения мнения.
Судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, они обосновано приняты и положены в основу вынесенного постановления, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица в его совершении.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в значительном размере.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Бесединой Д.С. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Действия Бесединой Д.С. признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Бесединой Д.С. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 19.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - депутата Московской городской думы Бесединой Дарьи Станиславовны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.