Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО "ИЛГАР" на постановление заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по Московской области N 0504/ООКПИГ/22ЮЛ от 10 ноября 2022 года и решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИЛГАР", ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по Московской области N 0504/ООКПИГ/22ЮЛ от 10 ноября 2022 года ООО "ИЛГАР" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) руб.
Решением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2023 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "ИЛГАР" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Общество в лице своего законного представителя - генерального директора Волосача Д.Н. обратилось в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законный представитель ООО "ИЛГАР" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Сергееву Т.Н, которая доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, наступает за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учёта, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Частью 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, если иностранный гражданин: 1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; 2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; 3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определённого места жительства; 4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание (ч. 3 ст. 20 Федерального закона N 109-ФЗ).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 20 Федерального закона N 109-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учёта в течение одного рабочего дня, следующего за днём прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учёта в течение одних суток, являющихся рабочим днём и следующих непосредственно за нерабочим днём (несколькими нерабочими днями).
Аналогичные требования предусмотрены абзацем 4 п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, которым установлена возможность уведомления территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания путём использования входящих в состав сети электросвязи средств связи. Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может также представляться в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляться почтовым отправлением (п. 22 Правил).
Признавая ООО "ИЛГАР" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, должностное лицо установило, что 18 ноября 2021 года в 06 час. 45 мин. по адресу: Московская обл, г.о. Люберцы, ул. Транспортная, д. 1, выявлен факт неисполнения ООО "ИЛГАР", являющимся принимающей стороной, обязанности по осуществлению миграционного учёта гражданина адресугли, в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, судья районного суда установил, что административным органом положения ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ соблюдены. Нарушений процедуры привлечения ООО "ИЛГАР" к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Между тем, согласиться с выводами судьи районного суда не представляется возможным. Данные выводы являются преждевременными, поскольку при рассмотрении жалобы не было учтено следующее.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, решение по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в соответствии с положениями п. 6 ч. 1 которой, решение должно быть мотивированным.
Данные требования КоАП РФ были нарушены судьёй районного суда при вынесении решения. В нарушение указанных положений, законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица административного органа судьёй надлежащим образом не проверена.
В жалобе, поданной в районный суд, ООО "ИЛГАР" ссылалось, в том числе, на то, что законный представитель Общества не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении.
Однако указанные доводы судьёй районного суда не были проверены в установленном КоАП РФ порядке. Данные доводы никакой оценки в вынесенном судебном решении не получили, были необоснованно проигнорированы.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом по делу об административном правонарушении, в котором в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ указываются сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно п. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещение или вызова и его вручение адресату (ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ).
Таким образом, порядок производства по делу об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведётся производство по делy об административном правонарушении, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении был составлен 21 февраля 2022 года в отсутствие законного представителя и защитника ООО "ИЛГАР" (л.д. 149).
Имеющееся в материалах дела уведомление о необходимости явки 17 февраля 2022 года к 14 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества нельзя признать надлежащим извещением о составлении протокола, поскольку указанная в нем дата явки для составления протокола об административном правонарушении не соответствует фактической дате составления протокола (21 февраля 2022 года). Кроме того, из данного уведомления следует, что оно получено лично для передачи законному представителю ООО "ИЛГАР" Волосач Д.Н. неизвестным лицом, подпись которого в уведомлении не содержит расшифровки (фамилии, инициалов данного лица) (л.д. 145 оборот). Также в деле не содержатся документы, подтверждающие полномочия данного лица на представление интересов ООО "ИЛГАР" при производстве по делам об административных правонарушениях.
Одновременно с этим, сведения о поступлении должностному лицу административного органа телефонного звонка от законного представителя Общества, в ходе которого последний якобы уведомил должностное лицо о невозможности прибыть для составления протокола 17 февраля 2022 года и о возможности явиться 21 февраля 2022 года в 14 час. 00 мин. для участия в составлении протокола об административном правонарушении, указанные в телефонограмме, составленной старшим инспектором по ОП ОАР ООКПИГ УВМ ГУ МВД России по Московской области Медведевой О.А. (л.д. 146), опровергаются представленной к настоящей жалобе детальной расшифровкой оператора связи наименование, из которой не следует факт осуществления исходящих звонков с принадлежащего законному представителю ООО "ИЛГАР" телефонного номера на телефонный номер должностного лица Медведевой О.А. (л.д. 187-190).
Вместе с тем, никаких мер для проверки факта надлежащего извещения законного представителя Общества о дате и времени составлении протокола об административном правонарушении, в том числе путём вызова и опроса в судебном заседании должностного лица УВМ ГУ МВД России по Московской области Медведевой О.А, судьёй районного суда предпринято не было.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела судьёй районного суда было допущено существенное нарушение требований КоАП РФ, не позволившее объективно, полно и всесторонне выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2023 года не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть вышеизложенное, надлежащим образом проверить все доводы жалобы, и принять по жалобе обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В связи с отменой решения судьи по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы, поданной заявителем в Московский городской суд, поскольку они подлежат рассмотрению судьёй районного суда при новом рассмотрении дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Жалобу ООО "ИЛГАР" - удовлетворить частично.
Решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИЛГАР", ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес, - отменить.
Дело направить в Таганский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.