Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по жалобе фио, действующего в защиту ООО "СЛАКОН", на определение судьи Нагатинского районного суда адрес от 29.05.2023 об отказе в удовлетворении ходатайства генерального директора ООО "СЛАКОН" фио о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления главного государственного инспектора труда ГИТ в адрес N 77/12-8776-И/18-961 от 28.02.2022, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда ГИТ в адрес N 77/12-8776-И/18-961 от 28.02.2022 ООО "СЛАКОН" привлечено к административной ответственностии по ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившщись с указанным постановлением генеральный директор ООО "СЛАКОН" обжаловал его в Нагатинский районный суд Москвы, одновременно просил восстановить срок обжалования.
Судом постановлено указанное выше определение с которым не согласился фио, действующий по доверенности интересах ООО "СЛАКОН".
Законный предстаивтель ООО "СЛАКОН" надлежащим образом извещен о вроемени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Руковоствуясь положениями ст.25.4 КорАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дел без его участия.
Рассмотрев жалобу, суд считает необходимым прекратить производство по делу, поскольку жалоба подана ненадлежащим лицом.
Как следует из положений части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, право на обжалование постановления но делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года).
По смыслу положений приведенной статьи при подаче жалобы на решение, принятое по результатам обжалования постановления по делу об административном правонарушении, лицо, действующее в качестве защитника, обязано подтвердить наличие у него полномочий на подписание и подачу жалобы на такое решение.
В абзаце четвертом пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", выражена правовая позиция, согласно которой право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Такого вывода придерживается Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 января 2016 года N 91-О.
При подаче жалобы в Московский городской суд на определение судьи фио представлена копия доверенности N 45АА 1203111 от 09.03.2021.
Из указанной доверенности следует, что фио предоставлены полномочия ведения дел от имени ООО "СЛАКОН", предоставленные истцу, административному истцу, заявителю, ответчику, третьему лицу, потерпевшему, представителю, а также на осуществление процессуальных действий, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве представителя.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
ООО "СЛАКОН" по данному делу является лицом, привлекаемым к административной ответственности. Сведений о передаче прав лица, привлекаемого к административной ответственности для участия в деле в качестве защитника по делу об административном правонарушении представленная доверенность не содержит.
Представленная с жалобой доверенность не содержит каких-либо полномочий на обжалование от имени юридического лица судебных решений и определений по делам об административных правонарушениях, возбужденных в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что при рассмотрении в районном суде заявления о восстановлении срока на обжалования постановления должностного лица административного органа, фио был допущен к участию в деле в качестве защитника, не предоставляет ему право на обжалование определения судьи районного суда, в отсутствие у него специальных полномочий на подписание и подачу жалобы на определение и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, которые должны быть оговорены в соответствующей доверенности.
Из буквального содержания части 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, допущенное к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, вправе обжаловать только постановление по делу.
Указанная правовая позиция подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в решениях от 04 мая 2017 года N 70-ААД17-3, от 08 февраля 2018 года N 47-ААД18-1, от 23 августа 2018 года N 51-ААД18-1, от 24 мая 2018 года N 67-ААД-18-8, в постановлении от 17 апреля 2020 года N 44-АД20-6, в постановлении от 09 февраля 2022 года N 81-АД22-1-К8, от 20 марта 2023 года N 38-АД23-1-К1.
Руководствуясь статьями 29.12, 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по жалобе фио, действующего в интересах ООО "СЛАКОН", на определение судьи Нагатинского районного суда адрес от 29.05.2023, об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления главного государственного инспектора труда ГИТ в адрес N 77/12-8776-И/18-961 от 28.02.2022.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.