Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Коняевой А.В., его защитников фио, фио на постановление заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес N ... от 16 февраля 2022 года, решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Коняевой ...,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес
N... от 16 февраля 2022 года фио признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Хамовнического районного суда адрес от 31 мая 2022 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 03 мая 2023 года постановление заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес N... от 16 февраля 2022 года, решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Коняевой.., оставлены без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2023 года решение судьи Московского городского суда от 03 мая 2023 года по настоящему делу отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в суд второй инстанции.
В жалобах, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, фио, защитники Пафнутьев Д.В, Борисков Д.В. просят об отмене постановления должностного лица и судебного акта с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в них доводы, указывая в том числе на нарушения требований ст. 25.1, ст. 25.15 КоАП РФ, допущенные сотрудниками налогового органа в части ненадлежащего извещения фио о дате составления протокола об административном правонарушении и дате рассмотрения дела.
фио, защитник Борисков Д.В. в судебное заседание явились, доводы жалоб поддержали в полном объеме.
Изучив доводы жалоб, выслушав фио, защитника фио, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (здесь и далее нормы Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к привлечению фио к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации.
К валютной операции, в силу пп. б п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, согласно ч. 3 которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в части 3.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами адрес, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами адрес.
Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами адрес, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами адрес (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами адрес, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), средства, полученные в случаях, установленных подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 - 12, 16 - 18 части 1 статьи 9, абзацами шестым - восьмым части 2, пунктом 2 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона (абз. 1 ч. 5 ст. 12 того же закона).
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом части 5 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами адрес, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов: выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами - резидентами за пределами адрес своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц - резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами - резидентами за пределами адрес своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам); выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража; выплачиваемые в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера; в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами; выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами - резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом - резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу (абз. 2 ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
На основании ч. 5.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов: суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами адрес недвижимого и иного имущества физического лица - резидента; денежные средства, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу - резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги); денежные средства, полученные физическим лицом - резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; денежные средства, выплачиваемые физическому лицу - резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему - нерезиденту.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении на имя гражданки Российской Федерации Коняевой А.В. открыт счет N SK0375000000004025171744 в банке CSOB (Словакия).
17 февраля 2020 года на указанный счет Коняевой А.В. зачислены денежные средства в иностранной валюте в сумме сумма от гражданина Российской Федерации фио с его счета N CY14110009500009504902505001, открытого в банке BYBLOS BANK SAL, LIMASSOL (Кипр), в качестве финального платежа за продажу дома на основании Соглашения о переуступке права к договору купли-продажи от 26 июня 2019 года, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
Тем самым фио совершила незаконную валютную операцию через счет в банке, расположенный за пределами адрес, не предусмотренную ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
По данному факту 14 февраля 2022 года в отношении Коняевой А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, на основании которого 16 февраля 2022 года заместителем начальника ИФНС России N 4 по адрес вынесено постановление о привлечении Коняевой А.В. к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Коняевой А.В. подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении; выпиской о движении средств по счету, открытому в банке CSOB (Словакия), в банке BYBLOS BANK SAL, LIMASSOL (Кипр); соглашением о переуступке права; иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также судья районного суда правильно применили положения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях Коняевой А.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Приведенные в жалобах доводы о ненадлежащем извещении Коняевой А.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении нельзя признать состоятельными.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Из материалов дела следует, что10 февраля 2022 года в адрес места жительства Коняевой А.В. - адрес направлялась срочная телеграмма с уведомлением о явке 14 февраля 2022 г. в 17 ч. 00 мин. в ИФНС России N 4 по адрес на оставление протокола об административном правонарушении и о явке на 16 февраля 2022 г. в 17 ч. 00 мин. в ИФНС России
N 4 по адрес на рассмотрение дела должностным лицом админстративного органа (том 1 л.д. 76).
Согласно телеграфном уведомлениям от 11 и 14 февраля 2022 г. указанная телеграмма не была доставлена Коняевой А.В. по причине "квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является" (том 1 л.д. 78-79).
Данных, указывающих на допущение сотрудниками адрес оказания услуг телеграфной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 222 и Требований, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 11.09.2007 N 108 "Об утверждении требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм" (действовавших на юридически значимые моменты по настоящему делу), материалы дела не содержат и к жалобе не представлено, при этом срок хранения телеграмм оператором связи соблюден, нарушений положений вышеуказанных Правил и Требований не усматривается.
Таким образом, должностным лицом налогового органа были приняты необходимые меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, созданы условия, необходимые для осуществления этим лицом права на защиту.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Из разъяснений, изложенных в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации); гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Не проживание по месту своей регистрации, как и отсутствие контроля за поступающей по месту регистрации почтовой корреспонденцией является риском гражданина, зависит исключительно от его заботливости и осмотрительности.
С учетом вышеназванных обстоятельств должностное лицо налогового органа обоснованно признал извещение Коняевой А.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении надлежащими, а причину её неявки не уважительной.
При таких обстоятельствах, а также отсутствия от Коняевой А.В. ходатайств об отложении дат составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом налогового органа обоснованно составлен названный выше и рассмотрено дело в отсутствие последней.
Копия протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания направлены в адрес Коняевой А.В.
Таким образом, в данном конкретном случае, оснований считать права Коняевой А.В. на защиту нарушенными, не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Порядок и срок привлечения Коняевой А.В. к административной ответственности не нарушены.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Коняевой А.В. и повлечь отмену обжалуемых актов, не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица, а также решения судьи Хамовнического районного суда адрес.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес N... от 16 февраля 2022 года, решения судьи Хамовнического районного суда адрес от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Коняевой А.В. по следующим основаниям.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Он распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено (пункт 33.2).
Оспариваемое постановление должностного лица вынесено в соответствии с санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, действующей в момент совершения административного правонарушения.
Федеральным законом от 13 июля 2022 года N 235-ФЗ (пункт 1 статьи 1) внесены изменения в абзац второй части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, который изложен в следующей редакции: "влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг... ". Указанные положения закона вступили в силу с 24 июля 2022 года.
Следовательно, после совершения Коняевой А.В. административного правонарушения и рассмотрения настоящего дела должностным лицом и судами ответственность за него смягчена.
В материалах истребованного дела сведений об исполнении постановления о назначении административного штрафа не имеется.
Также пунктом 2 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается вынесение решения об изменении постановления, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес N... от 16 февраля 2022 года, решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Коняевой А.В. подлежат изменению путем снижения назначенного размера административного штрафа, а именно в силу части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 13 июля 2022 года N 235-ФЗ в размере
20 процентов суммы незаконной валютной операции, что составляет сумма исходя из размера незаконной валютной операции сумма, установленной налоговом органом при вынесении постановления о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6- 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес
N... от 16 февраля 2022 года, решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Коняевой.., изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до сумма. В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобы Коняевой А.В, его защитников фио, фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.