Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Волкова Н.Г, судей Фоминых С.М, Кострова А.В, при секретаре судебного заседания Мамаевой А.В, с участием: старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леванова О.В, осужденных Кадырова Р.А, Макарова Р.В, их защитников - адвокатов Ишановой Е.О, Егуновой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам адвокатов Абрамочкина Е.В, Егуновой Е.В. в защиту интересов осужденных Кадырова Р.А, Макарова Р.В. на приговор Ульяновского областного суда от 05.10.2023 года, которым
Кадыров Рафаэль Анварович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", не судимый, признан виновным и осужден по:
п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 14 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев, с установлением ограничений и возложением обязанности, предусмотренных ч. 1 ст. 53 УК РФ и указанных в приговоре;
Макаров Равиль Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", не судимый, признан виновным и осужден по:
п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 13 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 3 месяца, с установлением ограничений и возложением обязанности, предусмотренных ч. 1 ст. 53 УК РФ и указанных в приговоре.
Мера пресечения Кадырову Р.А. и Макарову Р.В. в виде заключения под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Срок отбывания наказания осужденным постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, зачтено в этот срок время их содержания под стражей с 13.11.2022 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
По делу разрешен вопрос о вещественных доказательствах.
Заслушав доклад судьи Фоминых С.М, выступления осужденных Кадырова Р.А, Макарова Р.В. и их защитников - адвокатов Ишановой Е.О, Егуновой Е.В, поддержавших доводы апелляционных жалоб, старшего прокурора Леванова О.В, полагавшего необходимым приговор оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кадыров Р.А. и Макаров Р.В. признаны виновными и осуждены за убийство ФИО15 группой лиц.
Преступление совершено 8 ноября 2022 года в р. "адрес" при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В апелляционной жалобе адвокат Абрамочкин Е.В. в защиту интересов осужденного Кадырова Р.А, оспаривая законность и обоснованность приговора, указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Давая собственную оценку доказательствам, полагает, что в материалах уголовного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие виновность Кадырова Р.А. в убийстве потерпевшего ФИО15, поскольку в ходе судебного следствия не было установлено, что Кадыров Р.А. знал о наличии воды в колодце, в него не смотрел, освещения там не было, поэтому он не мог осознавать, что помещая потерпевшего в колодец, последний сможет захлебнуться водой, что приведет к его смерти. Оспаривает показания свидетеля Свидетель N1, считая их недопустимыми, поскольку свидетель страдает психическим заболеванием. Просит приговор изменить, переквалифицировать действия его подзащитного на п. "г" ч. 2 ст. 112, ч. 1 ст. 109 УК РФ, назначив более мягкое наказание.
В апелляционной жалобе адвокат Егунова Е.В. в защиту интересов осужденного Макарова Р.В, выражает несогласие с вынесенным приговором ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам уголовного дела, а также в связи с допущенными нарушениями уголовно-процессуального закона. Анализируя показания участников по делу и давая собственную оценку доказательствам, считает, что выводы суда относительно квалификации основаны на предположениях, поскольку у Макарова Р.В. отсутствовал умысел на убийство потерпевшего, причин лишать жизни ФИО15 у него не было. Считает, что показания свидетеля Свидетель N1 являются недопустимым доказательством, так как тот страдает психическим заболеванием, при этом вменяемость свидетеля в ходе предварительного следствия не проверялась. Обращает внимание, что при назначении наказания Макарову Р.В. суд формально перечислил смягчающие обстоятельства и не учел их надлежащим образом, назначив чрезмерно суровое наказание. Просит приговор отменить, уголовное дело передать на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.
В возражениях на апелляционные жалобы защитников осужденных Кадырова Р.А. и Макарова Р.В, государственный обвинитель Салманов С.Г. выражает несогласие с изложенными в них доводами, просит оставить их без удовлетворения, а приговор без изменения.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Несмотря на частичное признание Кадыровым Р.А. и Макаровым Р.В. вины в совершении преступления при изложенных в приговоре обстоятельствах, их виновность в содеянном подтверждается доказательствами, приведенными в судебном решении, с надлежащими анализом и оценкой, в соответствии с требованиями ст. 17, 87, 88 УПК РФ.
Так, из показаний Кадырова Р.А. и Макарова Р.В, данных в ходе предварительного следствия, следует, что находясь около бара "данные изъяты", к ним обратился их знакомый Свидетель N1 с просьбой выгнать из его дома ФИО15, на что они согласились. Зайдя в дом и принудительно выведя оттуда ФИО15, последний высказал в их (Кадырова Р.А. и Макарова Р.В.) адрес нецензурные слова, после чего Кадыров Р.А. ударил ФИО15 в затылок палкой, а также нанес ему ногами не менее 9 ударов по голове, 1 удар по телу и 1 раз прыгнул на него, а Макаров Р.В. прыгнул ногами на потерпевшего и ударил ногой не менее 2 раз в голову и не менее 3 по туловищу. Закончив избиение потерпевшего и вернувшись в бар, к ним вновь через незначительное время подошел Свидетель N1, пожаловавшийся на нахождение в его доме ФИО15 Зайдя в дом ФИО26, Кадыров Р.А. ударил ФИО15 в лоб стеклянной бутылкой, а также нанес не менее 7 ударов ногами по голове, а Макаров Р.В. не менее 10 ударов ногами по телу. Затем они понимая, что потерпевший еще жив, поскольку вынося его из дома, он что-то невнятно говорил и подавал признаки жизни, сбросили в колодец с водой рядом с домом, так как он мешал им отдыхать и они хотели скрыть его избиение.
Суд обоснованно признал приведенные выше показания допустимыми и достоверными доказательствами, так как процедура их допроса, а также проверки показаний на месте, в ходе которых были получены эти сведения, отвечает требованиям действующего уголовно-процессуального закона, им своевременно были разъяснены права подозреваемого и обвиняемого, положения статьи 51 Конституции РФ и созданы необходимые условия для их реализации, при этом Кадыров Р.А. и Макаров Р.В. дали подробные показания, изобличающие их в совершении преступления, с указанием таких фактических обстоятельств, которые не были известны другим лицам, в том числе сотрудникам правоохранительных органов.
Свидетель Свидетель N1 последовательно показывал, что согласившись на его просьбу выгнать ФИО15 из дома, Макаров Р.В. и Кадыров Р.А. пришли туда, откуда принудительно вывели ФИО15, нанеся ему совместно несколько ударов ногами по голове и телу. Впоследствии, вернувшемуся в его дом ФИО15, Макаров Р.В. и Кадыров Р.А. вновь нанесли многочисленные удары ногами, при этом прыгали на его голове и теле, после чего сбросили в колодец с водой рядом с домом.
Доводы стороны защиты о том, что показания свидетеля Свидетель N1 не могут являться допустимым доказательством в связи с наличием у него психического заболевания, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку свидетель в 2020 году после стационарного лечения был выписан под амбулаторное наблюдение врача-психиатра и согласно выводам комиссии врачей психопатологической симптоматики в виде бреда и галлюцинаций у него не было, во времени, месте и личности он ориентирован правильно, недееспособным либо ограниченно дееспособным, по сведениям "данные изъяты", не является, под опекой не находится. Кроме того, в ходе допросов на предварительном следствии Свидетель N1 давал логичные, последовательные и непротиворечивые показания о наблюдавшихся им обстоятельствах совершения преступления, при этом положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие участие свидетеля в уголовном судопроизводстве, не относят показания лиц, страдающих психическими расстройствами, к числу недопустимых доказательств.
С учетом изложенного суд обоснованно признал показания свидетеля Свидетель N1 достоверным и допустимым доказательством и положил их наряду с иными доказательствами в основу приговора.
Из показаний свидетелей ФИО13 и ФИО14 следует, что они видели как в их доме Кадыров Р.А. ударил стеклянной бутылкой по голове ФИО15, а затем совместно с Макаровым Р.В. нанесли многочисленные удары ногами по голове и телу потерпевшего и прыгали на его голове, после чего вытащили ФИО15 из дома, а когда вернулись, то сообщили, что скинули потерпевшего в люк.
Свидетели Свидетель N14 и Свидетель N9 пояснили, что от Свидетель N1 им известно об избиении Макаровым Р.В. и Кадыровым Р.А. потерпевшего ФИО15, которого они поместили в колодец. Указанную информацию свидетели впоследствии сообщили Свидетель N13
Согласно показаниям свидетеля Свидетель N13, ему известно от Свидетель N9 и Свидетель N14, что когда они приезжали в поисках ФИО15 в дом ФИО26, Свидетель N1 пояснил, что ФИО15 избили и скинули в колодец.
Из показаний потерпевших Потерпевший N1 и Потерпевший N2 следует, что от Свидетель N13 им известно о нахождении трупа их сына ФИО15 в колодце, откуда он был извлечен сотрудниками полиции.
Как следует из протокола осмотра места происшествия в колодце рядом с домом Свидетель N1 обнаружен погруженный головой в воду труп ФИО15 с телесными повреждениями, из дома Свидетель N1 изъята стеклянная бутылка из-под пива, около бара "данные изъяты" изъята деревянная палка.
Из протокола осмотра видеозаписи камеры видеонаблюдения, установленной рядом с баром "данные изъяты" усматривается нахождение Свидетель N1, Макарова Р.В. и Кадырова Р.А. около данного бара, их общение между собой, проследование к дому Свидетель N1, нанесение около данного дома Кадыровым Р.А. удара палкой по голове, ногами не менее 9 ударов в голову и не менее 1 удара по телу потерпевшего ФИО15, а Макаровым Р.В. не менее 2 ударов ногами в голову и не менее 3 ударов в тело, прыжки обоих осужденных на потерпевшего, прекращение избиения ФИО25 с уходом осужденных от него и последующее, через некоторое время, движение Макарова Р.В. и Кадырова Р.А. с бутылкой в руке к дому Свидетель N1
Согласно заключения эксперта, на брюках, изъятых в жилище Макарова Р.В, обнаружена кровь, произошедшая от ФИО15
Из заключений комиссии экспертов следует, что причиной смерти ФИО15 явилась механическая асфиксия от закрытия просвета дыхательных путей водой, вызвавшая развитие угрожающих жизни состояний - острую дыхательную и сердечно-сосудистую недостаточность тяжелой степени, которая квалифицируется как тяжкий вред, причиненный здоровью человека. Кроме того, в ходе экспертизы трупа ФИО15 были установлены следующие повреждения, которые были причинены незадолго до наступления смерти и повлекли за собой утрату сознания, не восстановившегося до момента наступления смерти: закрытая черепно-мозговая травма, образовавшаяся не менее чем от шести воздействий тупого твердого предмета (предметов), которая квалифицируется как средней тяжести вред, причиненный здоровью человека и явилась одним из условий наступления смерти ФИО15 в результате механической асфиксии; повреждения в области головы, образовавшиеся не менее чем от трех воздействий тупого твердого предмета (предметов); повреждения на нижних конечностях, образовавшиеся не менее чем от трех воздействий тупого твердого предмета (предметов), которые не повлекли вреда здоровью. По мнению экспертов, палка, целая (неразбитая) стеклянная бутылка, ноги (в том числе обутые) подпадают под характеристики тупых твердых предметов, от действий которых возможно причинение установленных у ФИО15 повреждений, при этом возможность наступления смерти ФИО15 при обстоятельствах, указанных и продемонстрированных Кадыровым Р.А. и Макаровым Р.В. в ходе их допроса и проверки показаний на месте, не исключается.
Согласно заключений судебно-медицинских экспертов при обстоятельствах, сообщенных Кадыровым Р.А. и Макаровым Р.В. в ходе их допросов, не исключается возможность причинения Кадыровым Р.А. ушибленных ран в области головы потерпевшего палкой, изъятой около бара "данные изъяты"
Приведенные доказательства и иные, изложенные в приговоре, обоснованно признаны судом допустимыми, относимыми и положены в основу обвинительного приговора, при этом их совокупность, вопреки доводам авторов апелляционных жалоб, обоснованно признана достаточной для вывода о доказанности вины осужденных в совершении преступления.
Не усматривается из материалов дела и нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения. Судебное разбирательство по уголовному делу проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с соблюдением всех принципов судопроизводства, в том числе, состязательности и равноправия сторон, права на защиту, презумпции невиновности. Все представленные сторонами суду доказательства были исследованы, заявленные ходатайства разрешены в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями ст. 271 УПК РФ, и по ним приняты мотивированные решения. Протокол судебного заседания соответствует требованиям ст. 259 УПК РФ.
Предложенные стороной защиты суждения относительно оценки доказательств являются лишь только ее мнением, противоречащим представленным доказательствам, и не могут рассматриваться как основание к отмене или изменению приговора, поскольку выводы суда первой инстанции не вызывают сомнений, оценка доказательств дана судом в соответствии с требованиями закона, каждое доказательство оценено с точки зрения допустимости и достоверности, а все имеющиеся доказательства в совокупности.
Суд первой инстанции, вопреки позиции стороны защиты, пришел к правильному выводу о направленности умысла осужденных именно на причинение смерти потерпевшему, так как Кадыров Р.А. использовал стеклянную бутылку и палку, нанося ФИО15 удары в голову, при этом оба осужденных совместно нанесли потерпевшему множественные удары ногами в область расположения жизненно важных органов, в том числе в голову, прыгали на ФИО15, отчего тот потерял сознание, после чего, понимая, что потерпевший жив, сбросили его в бессознательном состоянии в заполненный водой колодец, закрыв его шифером, откуда ФИО15 уже не смог выбраться и умер в результате механической асфиксии от закрытия просвета дыхательных путей водой, а также наличия закрытой черепно-мозговой травмы, выступившей одним из условий наступления смерти. При этом, вопреки доводам стороны защиты, осужденные осознавали, что в колодце находится вода, в которую был помещен потерпевший, что подтверждается как показаниями, данными ими в ходе предварительного следствия, признанными судом допустимыми (т. 2 л.д. 82-85, 112-116), так и следует из протокола осмотра колодца.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства дела, пришел к верному выводу о доказанности вины Кадырова Р.А. и Макарова Р.В. в убийстве в составе группы лиц потерпевшего ФИО15, правильно квалифицировав их действия по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ. В приговоре подробно приведены мотивы такой квалификации. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не усматривает.
Судом проверялись и не нашли своего подтверждения высказанные в суде утверждения осужденного Макарова Р.В. о том, что после избиения ФИО15 тот был уже мертв, и они сбрасывали в воду труп потерпевшего.
Как правильно указано в приговоре, то обстоятельство, что потерпевший после его избиения в доме был жив, подтверждается показаниями Макарова Р.В. в ходе предварительного расследования, что, когда он с Кадыровым Р.А. выносили потерпевшего из дома, тот что-то невнятно говорил и подавал признаки жизни. Кроме того, Кадыров Р.А. на предварительном следствии последовательно пояснял, что после избиения ФИО15 в доме тот был жив. Данное обстоятельство подтверждается и показаниями свидетеля Свидетель N1, которому эта информация была известна от осужденных, а также заключениями комиссии экспертов о причине смерти ФИО15 в результате механической асфиксии от закрытия просвета дыхательных путей водой. При этом, обращает на себя внимание то обстоятельство, что осужденные на следствии не заявляли, что находясь в доме ФИО26, они проверяли у потерпевшего сердцебиение, пульс и только когда убедились, что он мертв, сбросили в колодец.
Квалифицируя действия осужденных в части убийства, как совершенное "группой лиц", суд правомерно исходил из показаний Кадырова Р.А. и Макарова Р.В, которые не отрицали совместное нанесение ими ударов ФИО15 ногами, а Кадыровым Р.А. еще и стеклянной бутылкой и палкой, а также последующие за этим прыжки осужденных на потерпевшем и сбрасывание последнего в колодец при установленных судом обстоятельствах.
Психическое состояние осужденных изучено полно. С учетом выводов экспертов-психиатров, других обстоятельств, влияющих на разрешение данного вопроса, Кадыров Р.А. и Макаров Р.В. обоснованно признаны вменяемыми.
Наказание Кадырову Р.А. и Макарову Р.В. назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного ими преступления, фактического участия в нем каждого из осужденных, данных, характеризующих их личность, наличия смягчающих и отсутствии отягчающих обстоятельств, влияния назначенного наказания на исправление осужденных, а также с целью восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения ими новых преступлений. Каких-либо иных обстоятельств, которые могли бы обусловливать назначение осужденным более мягкого наказания, но не были установлены судом или в полной мере учтены им, не имеется.
Судом не установлено исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершенного преступления, ролью и поведением осужденных во время и после его совершения, существенно уменьшающих степень общественной опасности.
Суд справедливо не усмотрел оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ и изменения категории преступления на менее тяжкую, а также применения ст. 64, 73, 96 УК РФ в отношении обоих осужденных, приведенные судом мотивы в обоснование этого вывода убедительны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены и изменения приговора по доводам жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Ульяновского областного суда от 5 октября 2023 года в отношении Кадырова Рафаэля Анваровича, Макарова Равиля Валерьевича оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленным главой 47.1 УПК РФ, путём подачи кассационных жалоб, представления через Ульяновский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения, а осуждёнными в тот же срок со дня вручения им копии настоящего апелляционного определения.
Разъяснить осуждённым их право ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.