Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Калугина Д.М, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Р.Д.И. к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими в части нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 7 ноября 2023 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - приказ Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - приказ Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - приказ Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - приказ Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ и Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления соответствующего налогового периода.
Пунктом N Перечня на 2019 год, пунктом N Перечня на 2020 год, пунктом N Перечня на 2021 год, пунктом N Перечня на 2022 год, пунктом N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости/нежилое здание с кадастровым номером N).
Индивидуальный предприниматель Р.Д.И. (далее - ИП Р.Д.И, административный истец), являющийся сособственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером N обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением, с учетом заявления в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения в пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год, пункт N Перечня на 2023 год нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"Б, указывая что данный объект недвижимости не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение данного нежилого здания в Перечни нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 7 ноября 2023 года административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Романова Дмитрия Ивановича удовлетворено; признан недействующим пункт N постановления Правительства Республики Башкортостан N636 от 24 декабря 2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия; признан недействующим пункт N приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1810 от 24 декабря 2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия; признан недействующим пункт N приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1907 от 15 декабря 2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия; признан недействующим пункт N приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N2603 от 15 декабря 2021 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия; признан недействующим пункт N приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N3473 от 13 декабря 2022 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия; постановлено, что сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, https://npa.bashkortostan.ru/; с Министерства земельных и
имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя Р.Д.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 200 рублей; с Правительства Республики Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя Р.Д.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 ноября 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, указав, что судом первой инстанции сделан неверный вывод относительно фактического использования спорного объекта недвижимости. Также считают неверным и необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что назначение помещений в здании "кабинет" не тождественно назначению "офис".
Прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Заинтересованным лицом Ф.О.А. представлена письменная позиция относительно апелляционной жалобы, в которых полагает, что решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, административный истец является сособственником объектов недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером N, которое включено в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в пункт N Перечня на 2023 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми приказами Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, постановлением Правительства Республики Башкортостан, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на оспаривание нормативных правовых актов в указанной части.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 0211.2013 N307-ФЗ).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что приказы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 2007 от 29 декабря 2016 года, от 27 декабря 2017 года N1732, от 24 декабря 2019 года N1810, от 15 декабря 2020 года N 1907, от 15 декабря 2021 года N 2603, постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, здание с кадастровым номером N по состоянию на 24 декабря 2018 года и в настоящее время имеет следующие характеристики: площадь - 6452, 5 кв.м, назначение - нежилое, наименование - нежилое здание; связь с каким-либо земельным участком по состоянию на 24 декабря 2018 года и в настоящее время отсутствует.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 1 февраля 2024 года N24-Исх/01091, во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции об истребовании доказательств в порядке ст.ст. 63, 306 КАС РФ следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N был учтен в кадастре недвижимости 9 декабря 2010 года как "виртуальный" родительский объект, внесённый для государственного кадастрового учета помещений.
21 февраля 2014 года, на основании технического паспорта по состоянию на 24 января 2007 года, подготовленного Стерлитамакским городским филиалом государственного унитарного предприятия "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" в кадастр недвижимости были внесены сведения о наименовании - нежилое здание, назначении - нежилое здание, площади 6452, 5 кв.м.
С 21 февраля 2014 года внесение изменений в характеристики (назначение, наименование, площадь) объекта недвижимости с кадастровым номером N не производилось.
В состав данного нежилого здания входят нежилые помещения с кадастровыми номерами:
- N: назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, площадь 104, 2 кв.м, собственником которого с 16 июля 2014 года является Ф.О.А.;
- N: назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, площадь 240 кв.м, собственником которого с 13 октября 2014 года является П.С.Н.;
- N: назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, площадь 2213, 6 кв.м, сособственниками которого являются Р.И.А. (с 8 февраля 2018 года), К.Р.И. (с 8 февраля 2018 года), Р.Д.И. (с 8 февраля 2018 года), К.А.А. (с 24 апреля 2014 года);
Объект недвижимости с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 25 июня 2012 года с характеристиками: назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, площадь 2208, 1 кв.м.
23 июля 2014 года, на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана внесены изменения о площади объекта недвижимости с 2208, 1 кв.м. на 2213, 6 кв.м.
6 мая 2015 года на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и решению о присвоении адреса объекту регистрации изменены адресные характеристики: с " "адрес"" на " "адрес"".
С 6 мая 2015 года внесение изменений в характеристики (назначение, наименование, площадь) объекта недвижимости с кадастровым номером N не производилось.
- N: назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, площадь 3801 кв.м, сособственниками которого являются Р.И.А. (с 8 февраля 2018 года), К.Р.И. (с 8 февраля 2018 года), Р.Д.И. (с 8 февраля 2018 года), К.А.А. (с 24 апреля 2014 года);
- N: назначение: нежилое помещение, наименование: административно-бытовой корпус, площадь 2551, 7 кв.м, снят с государственного кадастрового учета 22.08.2013.
По делу установлено и не оспаривалось сторонами, что фактически спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N, поставленном на государственный кадастровый учет 11 января 2013 года, площадью 53389 +/- 81 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания нежилых строений - ампулохранилища, арочных складов, производственного корпуса, топливно-заправочного пункта, нежилого помещения, собственниками которого являются, в том числе, Ф.О.А, П.С.Н, Р.И.А, К.Р.И, Р.Д.И, К.А.А.
Кроме того, административным истцом представленного заключение кадастрового инженера ФИО13 N82с от 03 ноября 2023 года, согласно которому объект недвижимости с кадастровым номером N расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Для обслуживания нежилых строений - ампулохранилища, арочных складов, производственного корпуса, топливно-заправочного пункта, нежилого помещения" с момента образования указанного земельного участка.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка - "Для обслуживания нежилых строений - ампулохранилища, арочных складов, производственного корпуса, топливно-заправочного пункта, нежилого помещения" - не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером N по указанному основанию (исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено) в отсутствие обследования его фактического использования в Перечни на 2019-2023 годы включению не подлежал.
Согласно техническому паспорту, составленному Стерлитамакским городским филиалом государственного унитарного предприятия "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" по состоянию на 24 января 2007 года (на основании которого спорный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет) на комплекс зданий по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Космонавтов, д. 3, спорный объект невидимости состоит из литеры А (наименование - административно-бытовой корпус, фактическое использование - по назначению), литер А1 (наименование - производственный корпус, фактическое использование - по назначению), литеры У (наименование - проходная, фактическое использование - по назначению) и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: коридор, склад, раздевалка, моечная, цех, комната приема пищи, кабинет, бытовое помещение, парная, душевая, диспетчерская, мед.пункт, комната охраны, лестничная клетка, вентиляционная, холл, комната отдыха, умывальная, сан.узел, бойлерная, мастерская, архив, касса (4, 0 кв.м.), приемная, кладовка, спортзал, тренажерный зал, актовый зал, кухня, токарный участок, комната охранника, - общей площадью 6452, 5 кв.м. (литеры А, А1) и 16, 4 кв.м. - проходная (литера У).
Согласно техническому паспорту, составленному Стерлитамакским городским филиалом государственного унитарного предприятия "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" по состоянию на 28 августа 2007 года на комплекс зданий по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Космонавтов, д. 3, спорный объект невижимости состоит из литеры А (наименование - административно-бытовой корпус, фактическое использование - по назначению), литер А1 (наименование - производственный корпус, фактическое использование - по назначению), и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: коридор, склад, раздевалка, моечная, цех, комната приема пищи, кабинет, бытовое помещение, парная, душевая, диспетчерская, мед.пункт, комната охраны, лестничная клетка, вентиляционная, холл, комната отдыха, умывальная, сан.узел, бойлерная, мастерская, архив, касса (4, 0 кв.м.), приемная, кладовка, спортзал, тренажерный зал, актовый зал, кухня, токарный участок - общей площадью 6452, 5 кв.м.
Кроме того, во исполнение запроса Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан представлены кадастровые дела на объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, входящие в состав спорного объекта недвижимости.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 23 ноября 2010 года на помещение по адресу: "адрес" (объект недвижимости с кадастровым номером N), помещение состоит из литеры А1 (наименование - производственный корпус, фактическое использование - нежилое) и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: цех, бытовое помещение, склад, токарный участок, коридор, вентиляционная камера - общей площадью 3900, 8 кв.м.
Из декларации об объекте недвижимости с кадастровым номером N от 25 июня 2016 года следует, что в помещении выполнена перепланировка; декларация об объекте недвижимости не содержит сведений о наименовании и назначении помещений.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 23 ноября 2010 года на помещение по адресу: "адрес" (объект недвижимости с кадастровым номером N), помещение состоит из литеры А (наименование - административно-бытовой корпус, фактическое использование - нежилое) и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: коридор, раздевалка, склад, моечная, цех, комната приема пищи, кабинет, бытовое помещение, парная, душевая, диспетчерская, мед.пункт, комната охраны, лестничная клетка, вентиляционная камера, холл, санузел, комната отдыха, умывальная, бойлерная, мастерская, архив, касса (4 кв.м.), приемная, раздевалка, спортзал, тренажёрный зал, актовый зал, кухня, - общей площадью 2551, 7 кв.м.
При этом из материалов административного дела следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 22 августа 2013 года. Из материалов кадастровых дел объектов недвижимости с кадастровыми номерами N следует, что они образованы из объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 19 декабря 2011 года на помещение по адресу: "адрес" (объект недвижимости с кадастровым номером N), помещение состоит из литеры А (наименование - нежилое помещение, фактическое использование - нежилое) и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: тамбур, коридор, кабинет, сан.узел, общей площадью 104, 2 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 16 мая 2011 года на помещение по адресу: "адрес" (объект недвижимости с кадастровым номером N), помещение состоит из литеры А (наименование - нежилое помещение, фактическое использование - нежилое) и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: холл, коридор, санузел, бар (10, 6 кв.м.), тамбур, парная, душевая, бытовое помещение, машинное отделение, моечная, комната отдыха, раздевалка, общей площадью 249, 6 кв.м.
11 марта 2013 года в связи с изменением площади объекта недвижимости с кадастровым номером N, кадастровым инженером В.К.С. подготовлен технический план, в состав которого входит технический паспорт, составленный государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 5 марта 2013 года, согласно которому помещение состоит из литеры А (наименование - нежилое помещение, фактическое использование - нежилое) и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: холл, тамбур, раздевалка, коридор, комната отдыха, моечная, машинное отделение, санузел, парная, банкетный зал (14, 4 кв.м.), бар (10, 6 кв.м.), общей площадью 240 кв.м. Технический паспорт содержит отметку о том, что площадь помещения уменьшилось на 9, 6 кв.м. за счет перепланировки.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 16 апреля 2012 года на помещение по адресу: "адрес" (объект недвижимости с кадастровым номером N), помещение состоит из литеры А (наименование - нежилое помещение, фактическое использование - нежилое) и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: кабинет, коридор, склад, санузел, умывальная, лестничная клетка, бойлерная, мастерская, мед.пункт, комната охраны, вентиляционная камера, тамбур, комната приема пищи, архив, касса (4 кв.м.), комната отдыха, приемная, бытовое помещение, раздевалка, кладовка, спортзал, тренажерный зал, актовый зал - общей площадью 2208, 1 кв.м.
Из декларации об объекте недвижимости с кадастровым номером N от 25 июня 2014 года следует, что в помещении выполнена перепланировка, площадь помещения изменилась на 2213, 6 кв.м.; декларация об объекте недвижимости не содержит сведений о наименовании и назначении помещений.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, разрешенном использовании и назначении помещений, входящих в спорное здание в материалах административного дела не имеется.
Поименованные в экспликации технического паспорта помещения не могут быть однозначно отнесены к предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", в силу чего помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений.
Наличие в техническом паспорте помещений с назначением "комната приема пищи", "кухня", "моечная", "парная", душевая" не свидетельствует об их предназначении под объект общественного питания, бытового обслуживания.
При этом помещения с назначением "касса", площадью 4 кв.м, "банкетный зал", площадью 14, 4 кв.м, "бар", площадью 10 кв.м. которые могли бы быть использованы для размещения объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляет 29 кв.м или 0, 4 % от общей площади здания
Из анализа приведенной выше документации следует, что документы технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости не подтверждают наличие помещений площадью не менее 20% общей площади здания, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание с кадастровым номером N в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечни на 2022, 2023 годы включению не подлежало.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Кроме того, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества то есть в данном случае до 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года, 1 января 2023 года.
Как следует из материалов административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости на момент его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2021 годы не проводились.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст.378.2 НК РФ, административным ответчиком представлены акты обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленные по состоянию на 24 ноября 2021 года, 15 февраля 2022 года.
Из акта о фактическом использовании здания, составленного по состоянию на 24 ноября 2021 года (далее - акт от 24.11.2021), следует, что:
- доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 100% от общей площади объекта недвижимости; мероприятие проведено без доступа комиссии в здание;
- согласно пункту 5 акта указано, что из сведений информационного сайта "https://2gis.ru/" и фактического осмотра в нежилом здании находятся: компания "Стан" по производству профнастила, компания "Автостройкомплект", компания "ТеплоКомплектМонтаж", компания "Уралпром", выверка промышленного оборудования и сауна "Аквамарин".
Из акта о фактическом использовании здания, составленного по состоянию на 15 февраля 2022 года (далее - акт от 15.02.2022), следует, что:
- доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 29, 4% (1899 кв.м) от общей площади объекта недвижимости; мероприятие проведено с доступом комиссии в здание;
- согласно пункту 5 акта указано, что из сведений информационного сайта "https://2gis.ru/" и фактического осмотра установлено, что объект используется под офисные помещения и объект бытового обслуживания - сауну.
Проанализировав представленный административным ответчиком акт от 24.11.2021, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что данный акт не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта недвижимости, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Так в акте от 24.11.2021 указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здание; при этом, в нарушение пункта 2.5 указанного Порядка не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание.
Вместе с тем в акте от 24.11.2021 отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования, отражающие фактическое использование объекта недвижимости в названных целях.
Содержание акта от 24.11.2021 не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Приведенная в акте, полученная с сайта 2гис.ру, информация также не отражает, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов.
Проверив представленный акт от 15.02.2022, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный документ составлен с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, за исключением случаев, указанных в пункте 2.13 Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что акт от 15.02.2022 не соответствует вышеуказанных требованиям и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования, процентное соотношение вышеуказанных площадей, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
В акте от 15.02.2022 не отражены критерии и признаки, свидетельствующие о расположении в здании офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, объектов общественного питания; отсутствуют сведения о размере площади помещений, используемых в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, и иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
Содержание указанного акта обследования не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Приведенная в акте, полученная с сайта 2гис.ру, информация также не отражает, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов.
Проанализировав представленный административным ответчиком акт от 15.02.2022, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный акт не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта недвижимости.
Согласно уведомлениям филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют копии договоров аренды в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами N.
Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан в спорном объекте недвижимости зарегистрирована контрольно-кассовая техника П.С.Н. (дата регистрации ККТ в НО 18.01.2018, дата снятия ККТ с учета в НО 17.11.2020), Ш.К.Б. (дата регистрации ККТ в НО 23.08.2017, дата снятия ККТ с учета в НО 03.10.2018), Ш.К.Б. (дата регистрации ККТ в НО 14.09.2018, дата снятия ККТ с учета в НО 06.10.2021), Ш.К.Б. (дата регистрации ККТ в НО 16.09.2021).
Вместе с тем, в информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о зарегистрированной контрольно-кассовой технике отсутствуют сведения о виде деятельности налогоплательщиков, о фактическом использовании ими помещений в юридически значимый период и их площадях, при том, что без указанных сведений не представляется возможным сделать вывод о превышении или не превышении применительно к положениям статьи 378.2 НК РФ площади занимаемых ими помещений 20 процентов общей площади здания. Отсутствуют такие сведения и в материалах дела, равно как отсутствуют и доказательства того, что указанная информация имелась в распоряжении уполномоченного органа и учитывалась им при подготовке и проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год, пункт N Перечня на 2023 год подлежат признанию не действующими.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год, пункт N Перечня на 2023 год не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Р.Д.И. о признании недействующими пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год, пункт N Перечня на 2023 год, утвержденных, соответственно, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603, приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N, с чем согласилась судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в размере 1 200 рублей, с Правительства Республики Башкортостан - 300 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 7 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.