Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре Швецовой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ЗАО "Самара-Курортсервис" к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 14 ноября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Самара-Курортсервис" обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N805 нежилого здания с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1647 в части включения в него под пунктом N895 нежилого здания с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него под пунктом N 876 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него под пунктом N929 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом N842 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения в Приложение N 1 под пунктом N826 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения в Приложение N 1 под пунктом N803 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что являются сособственником нежилых помещений с кадастровыми номерами "Номер" и "Номер". Объекты недвижимости не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Необоснованное включение объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Самарского областного суда от 14 ноября 2023 года административный иск ЗАО "Самара-Курортсервис" удовлетворен. Судом постановлено: Признать недействующими со дня принятия:
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N805 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1647 в части включения в него под пунктом N895 нежилого здания с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него под пунктом N 876 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него под пунктом N929 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом N842 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения в Приложение N 1 под пунктом N826 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения в Приложение N 1 под пунктом N803 нежилого здания с кадастровым номером "Номер"
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области опубликовать сообщение о решении суда в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области поставлен вопрос об отмене решения суда. В обосновании доводов жалобы указано, что спорные объекты соответствует критериям предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, обоснованно были включены в Перечни.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором участвующим в деле, представлены возражения на апелляционную жалобу об оставление решения суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановление Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и с учетом регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такой объект недвижимости, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0208003:2276 в Перечни.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права при надлежащей оценке доказательств.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения.
В вышеуказанные Перечни (ПриложениеN1) под пунктами 805, 895, 876, 929, 842 соответственно включен объект - здание с кадастровым номером "Номер" наименование: ангар арочный с офисными помещениями, назначение: нежилое, местоположение: "Адрес"
Здание с кадастровым номером "Номер" расположено на земельном участке с кадастровым номером "Номер" (Категория земель: Земли населенных пунктов, Разрешенное использование: под теплицы, склады, производственную базу).
Согласно имеющейся в материалах дела технической документации в здании имеются следующие помещения: склад, кабинеты, лестн. клетки, сан.узлы, подсобное.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного объекта недвижимости, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Наименование здания и вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствуют о назначении или фактическом использовании здания в качестве объекта офисного, делового, коммерческого назначения, кроме того, одного наименования без сведений о назначении или фактическом использовании здания и помещений, в нем расположенных, недостаточно для включения объекта в Перечни. Наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания административно-деловым или торговым центром, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
В материалах дела имеются также договора аренды нежилого помещения N123 от 1 декабря 2016 года, N149 от 1 ноября 2017 года, N169 от 1 октября 2018 года, N184 от 1 сентября 2019 года, N205 от 1 августа 2020 года, N230 от 1 июля 2021 года, N249 от 1 июня 2022 года заключенные с "данные изъяты" согласно которым арендованный объект недвижимости - нежилые помещения площадью 839, 6 кв.м, используется для ведения предпринимательской деятельности (для размещения склада и служебных помещений).
Мероприятий по определению фактического использования спорного объекта недвижимости в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней, до начала налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), министерством имущественных отношений не проводилось.
Относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
При таком положении, суд первой инстанции законно признал вышеназванный пункт Перечня недействующим.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, оставляя обжалуемое решение без изменения, суд апелляционной инстанции учитывает, что по тексту решения Самарского областного суда от 14 ноября 2023 года неправильно указана организационно-правовая форма административного истца, а именно вместо ЗАО "Самара-Курортсервис" указано ООО "Самара-Курортсервис". Данные описки в силу статьи 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежит исправлению судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
Решение Самарского областного суда от 14 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
По тексту решения Самарского областного суда от 14 ноября 2023 года исправить описки в указании организационно-правовой формы административного истца, а именно вместо ООО "Самара-Курортсервис" указать ЗАО "Самара-Курортсервис".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.