Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудрявцева Дмитрия Георгиевича о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы" по апелляционной жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2023 года, которым требования административного истца удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - Смирновой В.Э, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы (далее - Постановление N 319, Документ планирования регулярных перевозок).
Постановление N 319 опубликовано 17 августа 2021 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф), 18 августа 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
Приложением к Документу планирования регулярных перевозок (в первоначальной редакции) является Перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола" с 1 апреля 2022 года (далее - Перечень маршрутов, подлежащих отмене), пунктом 12 которого к их числу отнесен маршрут N 7к (наименование маршрута: Вокзал - Новый лесхоз; основание отмены маршрута: оптимизация маршрутной сети).
В дальнейшем в Постановление N 319 неоднократно вносились изменения, в том числе постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 марта 2022 года N 129 (опубликовано 18 марта 2022 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф), 21 марта 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru)), в соответствии с которым:
в подпункте 2 пункта 4 Документа планирования регулярных перевозок слова "до 1 апреля 2022 года" заменены словами "в сроки, установленные приложением к настоящему Документу планирования";
в подпункте 3 пункта 4 Документа планирования регулярных перевозок слова "до 1 апреля 2022 года" заменены словами "до 31 октября 2022 года";
Перечень маршрутов, подлежащих отмене, изложен в новой редакции (из наименования исключены слова "с 1 апреля 2022 года"; в отношении маршрута N 7к, указанного в пункте 12, в графе (основание и срок отмены маршрута) указано "оптимизация маршрутной сети, до 1 апреля 2022 г.").
Дальнейшие редакции Перечня маршрутов, подлежащих отмене, сведений о маршруте N 7к не содержат.
Кудрявцев Д.Г, являющийся индивидуальным предпринимателем и осуществляющий перевозки пассажиров автобусами на основании лицензии и свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 7к, обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском (дополнением и уточнением к нему) о признании недействующим и несоответствующим части 4 статьи 2, части 3 статьи 12, части 5 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) пункта 12 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, которым с 1 апреля 2022 года отменяется указанный маршрут по основанию оптимизации маршрутной сети, чем нарушаются его права и законные интересы в указанной сфере предпринимательской деятельности.
В обоснование заявленных требований административный истец, ссылаясь на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2023 года по делу N 3а-6/2023, указал, что предусмотренная Документом планирования регулярных перевозок отмена муниципального маршрута N 7к осуществлена произвольно, без проведения анализа объективной необходимости такой отмены, решение о которой принято и вступило в силу до окончания срока действия выданного ему свидетельства об осуществлении перевозок по указанному муниципальному маршруту.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2023 года пункт 12 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, признан недействующими со дня его принятия, с Правительства Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл в пользу Кудрявцева Д.Г. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца со ссылкой на то, что мероприятия по оптимизации маршрутной сети предполагали под собой исключение дублирования маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, о наличии которого на спорном маршруте свидетельствуют представленные в материалы дела графические схемы движения транспортных средств. Обращается внимание на наличие обращений со стороны населения, в которых выражалось недовольство спорным маршрутом, а также сообщений о низком пассажиропотоке на дублирующем межмуниципальном маршруте N 322-П (Автовокзал "Йошкар-Ола" - сады "Аэрофлотовец-2"), который на основании заявления перевозчика (ИП Деревцова Д.А.) был отменен 1 августа 2023 года. Учитывая изложенное, Министерством было принято решение об организации перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу, по итогам электронного аукциона, правом на участие в котором административный истец не воспользовался, заключен государственный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу межмуниципального маршрута N 14с (Железнодорожный вокзал - сады "Аэрофлотовец-2"), полностью включающий в себя спорный маршрут, с осуществлением движения вне зависимости от пассажиропотока, в связи с чем его восстановление в настоящее время не представляется возможным.
Имеются ссылки на то, что: срок уведомления административного истца об отмене спорного маршрута Министерством соблюден; вывод суда о неисполнении в рамках принятия Документа планирования регулярных перевозок соглашения о сотрудничестве от 2 июня 2021 года, заключенного между Правительством Республики Марий Эл и государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (далее - соглашение о сотрудничестве), является несостоятельным; обжалуемое судебное решение ущемляет права неопределенного круга лиц на получение надлежащей услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом, на оптимизацию транспортной сети согласно реалиям настоящего времени и в интересах жителей города и иных граждан, пользующихся данными услугами.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Республики Марий Эл представлено отношение, участвующим в деле прокурором - возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл -Смирнова В.Э. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных отношения и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу законного и обоснованного решения.
Удовлетворяя требования административного истца, суд проанализировал положения Федерального закона N 220-ФЗ, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р (далее - Транспортная стратегия), Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года N НА-19-р (далее - Социальный стандарт, Распоряжение N НА-19-р), Методических рекомендаций по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Минтрансом России 30 июня 2020 года (далее - Методические рекомендации), Закона Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года N 47-З "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл", постановления Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2020 года N 482 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющем функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, возлагаемые федеральным законом на органы местного самоуправления", Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на
территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года N 13 (далее - Порядок N 13), Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года N 67 (далее - Правила N 67), приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 30 декабря 2020 года N 292 "О некоторых вопросах в сфере организации транспортного обслуживания пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", дал должную оценку представленным в материалы дела доказательствам, включая аналитическую справку о состоянии маршрутной сети города Йошкар-Ола за подписью сотрудников Министерства от 18 марта 2021 года (далее - аналитическая справка), соглашение о сотрудничестве, государственный контракт от 25 июня 2021 года (далее - государственный контракт), заключенный между Министерством и ООО "ДОРНАДЗОР", выполненную в рамках государственного контракта научно-исследовательскую работу "Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - научно-исследовательская работа) во взаимосвязи с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, и пришел к верному выводу о том, что применительно к требованиям части 2 статьи 62, частям 8 и 9 статьи 213 КАС РФ административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта обоснованность и объективную необходимость, а не произвольность
отмены уполномоченным органом государственной власти муниципального маршрута регулярных перевозок N 7к, что и явилось основанием для признания пункта 12 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, недействующим как не соответствующего части 4 статьи 2, статье 12 Федерального закона N 220-ФЗ.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Согласно пункту 27 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ, который регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с названным федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
При этом, как правило, указанный документ планирования разрабатывается на средне- и долгосрочную перспективы на основе утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительными органами муниципального образования документов транспортного, территориального, социально-экономического планирования, в том числе программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, что следует, в частности, из Методических рекомендаций.
Несмотря на то, что данные рекомендации официально опубликованы не были, они содержат положения о целях и задачах принятия документа планирования, определяют единые подходы, основные направления и конкретные мероприятия по развитию регулярных перевозок на среднесрочную перспективу.
Так, пунктом 4 Методических рекомендаций установлено, что документ планирования следует разрабатывать на основании документов территориального, транспортного и социального-экономического планирования (при их наличии). Обязательным условием для разработки документа планирования регулярных перевозок является наличие разработанного на основе Распоряжения N НА-19-р и утвержденного на региональном или местном уровне Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению. Документ планирования служит непосредственным основанием для проведения конкурсов и заключения контрактов на выполнение перевозок, установления, изменения и отмены маршрутов регулярных перевозок, изменению вида регулярных перевозок.
При этом приказом Министерства от 30 декабря 2020 года N 292 "О некоторых вопросах в сфере организации транспортного обслуживания пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", вступившим в силу с 1 января 2021 года, установлено, что в целях организации и повышения качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, следует применять уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные Социальным стандартом; учитывать уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, при разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе, по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 29 января 2004 года N 2-П, от 17 июня 2013 года N 13-П, от 15 февраля 2019 года N 10-П и др.), при этом указанный принцип вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 25 июня 2015 года N 17-П, от 19 апреля 2018 года N 16-П, от 20 июля 2018 года N 34-П, от 28 февраля 2019 года N 13-П и др.).
Осуществляя выбор средств и способов правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, законодатель должен учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного, так и социальные, экономические и иные факторы, определяющие объективные пределы его полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года N 19-П "По делу о проверке конституционности статьи 981 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт").
Хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти (постановление от 2 июля 2013 года N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина").
Таким образом, исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, правовой природы документа планирования регулярных перевозок, изменение в документе планирования регулярных перевозок маршрута регулярных перевозок, в том числе и в части отмены маршрутов регулярных перевозок, безусловно, является правом уполномоченного в этой сфере органа власти, однако должно быть предсказуемым, объективно необходимым и при этом не являться произвольным.
Такой подход направлен на обеспечение условий для предоставления населению бесперебойных услуг в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих подобные перевозки, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти документа планирования регулярных перевозок, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 января 2015 года N 225-О.
Иное означало бы несоразмерное ограничение свободы предпринимательской деятельности перевозчиков, отсутствие сохранения разумной стабильности правового регулирования в сфере регулярных перевозок пассажирским транспортом, возможности предоставления заинтересованным лицам переходного периода в целях адаптации к вносимым изменениям, что создало бы угрозу нарушения нормального режима хозяйствования субъектов данной сферы деятельности.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела вышеприведенные нормы и принципы в толковании, которое придает им Конституционный Суд Российской Федерации исходя из правовой природы документа планирования регулярных перевозок, Правительством Республики Марий Эл при принятии оспариваемого нормативного правового акта не были учтены.
Материалами дела достоверно подтверждается, что отмена маршрута N 7к, по которому административным истцом осуществлялась перевозка пассажиров, произведена административным ответчиком произвольно, без проведения анализа объективной необходимости его отмены, что позволяет судебной коллегии констатировать правильность принятия судом первой инстанции решения об удовлетворении административного иска.
Так, судом верно отмечено, что аналитическая справка, которая явилась в соответствии с пунктом 7 Порядка N 13 основанием для подготовки Документа планирования регулярных перевозок, содержит фактически только ничем не подтвержденную справочную информацию по существующей транспортной сети города Йошкар-Ола с указанием на задублированность существующих муниципальных маршрутов, необходимость формирования новой маршрутной сети, приоритетность троллейбусных маршрутов без указания на то, на основании анализа каких данных сделаны выводы о необходимости отмены действующего маршрута N 7к и установления новых, а также учитывались ли при этом уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, предусмотренные Социальным стандартом.
Доказательств того, что соглашение о сотрудничестве, в том числе с учетом его пункта 2.1, выполнялось и было каким-либо образом применено административным ответчиком при разработке и принятии Документа планирования регулярных перевозок, вопреки доводам апелляционной жалобы материалы дела не содержат.
Само по себе наличие государственного контракта о наличии оснований для отмены спорного маршрута не свидетельствует, поскольку предусмотренная в качестве результата его исполнения научно-исследовательская работа на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта отсутствовала, в связи с чем при его разработке не учитывалась и объективно не могла быть учтена.
В этой связи ссылки на то, что научно-исследовательская работа подтвердила выводы аналитической справки, правового значения не имеют.
Наличие жалоб пассажиров относительно качества транспортного обслуживания населения, сообщений о низком пассажиропотоке и отношений, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу межмуниципального маршрута N 14с (Железнодорожный вокзал - сады "Аэрофлотовец-2"), может быть учтено при подготовке надлежащего обоснования изменения и отмены конкретных маршрутов, которое в данном случае в отношении маршрута N 7к отсутствует.
Следовательно, подлежат отклонению как необоснованные и не подтвержденные материалами дела доводы апелляционной жалобы о том, что принятие оспариваемого нормативного правового акта не носило произвольного характера, а было обусловлено подтвержденной необходимостью развития и оптимизации транспортной сети городского округа "город Йошкар-Ола", что обжалуемое судебное решение ущемляет права неопределенного круга лиц на получение надлежащей услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом, на доступность транспортной сети на территории города Йошкар-Ола, на оптимизацию транспортной сети согласно реалиям настоящего времени и в интересах жителей города и иных граждан, пользующихся данными услугами.
Ссылки в апелляционной жалобе на представленные в материалы дела графические схемы движения транспортных средств сами по себе вышеприведенных выводов суда по существу не опровергают, притом что доказательств, подтверждающих, что такие схему являлись основанием для выводов о необходимости отмены маршрута N 7к, материалы дела не содержат.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих на дату принятия Документа планирования регулярных перевозок обоснованность и объективную необходимость, а не произвольность отмены маршрута N 7к, в деле не имеется.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт вопреки доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия учитывает, что вступившими в законную силу кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года по делу N 88а-23355/2022 (3а-4/2022), решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2023 года по делу N 3а-6/2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 9, 15, 17 и 19 Перечня маршрутов, подлежащих отмене (в первоначальной редакции).
При рассмотрении указанного административного дела судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, включая аналитическую справку, соглашение о сотрудничестве, государственный контракт и научно-исследовательскую работу, пришли к выводу о том, что отмена маршрутов NN 1к, 17к, 22к, 34к, предусмотренная пунктами 9, 15, 17 и 19 Перечня маршрутов, подлежащих отмене (в первоначальной редакции), произведена административным ответчиком произвольно, без проведения анализа объективной необходимости их отмены.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 КАС РФ.
Как разъяснено в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 50), указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ).
Поскольку, как следует из позиции Правительства Республики Марий Эл, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и подтверждается материалами дела, основанием для отмены маршрута N 7к явились вышеуказанные доказательства, получившие оценку в рамках ранее рассмотренных административных дел, названные выводы судебных инстанций и установленные ими обстоятельства в силу приведенных положений федерального законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела не могут быть не учтены.
В подпункте "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 разъяснено, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Вместе с тем, в данном случае судом проверена не целесообразность принятия оспариваемого нормативного правового акта, что является исключительной компетенцией Правительства Республики Марий Эл, а наличие объективной и документально подтвержденной необходимости отмены маршрута N 7к, в результате чего установлена произвольность такой отмены, которая с приведенными выше нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и правовой природой Документа планирования регулярных перевозок не соотносится.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец не воспользовался правом на участие в электронном аукционе, по итогам которого заключен государственный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу межмуниципального маршрута N 14с (Железнодорожный вокзал - сады "Аэрофлотовец-2"), правового значения не имеют и выводов суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска не опровергают, притом что выбор способа защиты прав, свобод и законных интересов является прерогативой самого административного истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок уведомления административного истца об отмене спорного маршрута Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл был соблюден, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, в основу которого выводы о нарушении такого срока судом не заложены.
В целом доводы, указанные в апелляционных жалобах, аналогичны доводам, заявлявшимся заинтересованным лицом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 февраля 2024 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.