Судья Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинов К.А., ознакомившись с административным делом по административному исковому заявлению Елаева К.И. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости по частной жалобе Елаева К.И. на определение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 января 2024 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Елаев К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", расположенных по адресу: "Адрес".
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 28 декабря 2023 года административное исковое заявление оставлено без движения в срок до 19 января 2024 года для устранения недостатков, а именно:
-указать в просительной части административного искового заявления дату, на которую административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, а также размер кадастровой стоимости в размере рыночной, которую просит установить административный истец;
-представить: выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащие сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 19 января 2024 года продлен срок устранения недостатков административного искового заявления до 30 января 2024 года.
Во исполнение данного определения административным истцом были предоставлены отчеты об определении рыночной стоимости недвижимого имущества в форме электронного документа N ОЦ05-2024/1 от 29 января 2024 года, N ОЦ05-2024/2 от 29 января 2024 года, N ОЦ05-2024/3 от 29 января 2024 года, N ОЦ05-2024/4 от 29 января 2024 года. Указанные отчеты выполнены на дату оценки- 15 января 2024 года. Кроме того, административным истцом были предоставлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на спорные объекты недвижимости.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 января 2024 года возвращено административное исковое заявление.
В частной жалобе административный истец просит определение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 января 2024 года о возвращении административного искового заявления отменить, а административное исковое заявление направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии его к производству суда. В обоснование частной жалобы указано, что все требования обжалуемого определения были исполнены административным истцом в таком виде, как они были изложены в обжалуемом определении суда.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если: не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный судьей срок административным истцом не были устранены недостатки административного искового заявления.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами судьи Верховного Суда Республики Татарстан, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.
Обращаясь в суд, административный истец просит определить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер" "Номер", "Номер", "Номер" в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату регистрации договора купли продажи объекта недвижимости, то есть на 5 марта 2018 года, при этом предоставив отчеты об определении рыночной стоимости недвижимого имущества в форме электронного документа N ОЦ05-2024/1 от 29 января 2024 года, N ОЦ05-2024/2 от 29 января 2024 года, N ОЦ05-2024/3 от 29 января 2024 года, N ОЦ05-2024/4 от 29 января 2024 года на дату оценки- 15 января 2024 года.
Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 269-ФЗ) Закон о государственной кадастровой оценке был дополнен статьей 22.1, которая предусматривает внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости бюджетными учреждениями, созданными субъектами Российской Федерации и наделёнными полномочиями по определению кадастровой стоимости.
Решение вопроса о начале применения этой правовой нормы отнесено к компетенции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 6 Закона N 269-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 сентября 2022 года N 614 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 октября 2022 года.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
В данном случае судья пришел к ошибочному выводу о возвращении административного искового заявления ввиду не соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования настоящего спора.
Судья не учел, что статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ установлен не обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории споров, несоблюдение которого является основанием для возвращения административного искового заявления (пункт 1 части 1 статьи 128 КАС РФ), а иной - внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Административным истцом не представлено сведений о том, что он обращался с заявлениями об установлении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в порядке предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что возвращение административного искового заявления является необоснованным, в связи с чем, определение о возвращении административного искового заявления подлежит отмене, а материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в Верховный Суд Республики Мордовия для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 января 2024 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Елаева К.И. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости направить в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Мордовия.
Судья К.А. Савинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.