Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре Швецовой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Динамика" о признании не действующим пункта 140 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 13 декабря 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации ФИО6, полагавшей решение суда подлежим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года N326-13-826786/22 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Текст приказа размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Пунктом 140 раздела "городской округ город Дзержинск" в Перечень на 2023 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" (далее - спорное здание), которое признано объектом недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью Производственно- коммерческая фирма "Динамика" (далее - ООО ПКФ "Динамика"), являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующей приведенной нормы, обосновывая свою позицию тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение названного объекта недвижимости в Перечень на 2023 год противоречит статье 378.2 НК РФ и региональному законодательству, а также нарушает права и законные интересы общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 13 декабря 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, признан не действующим со дня принятия пункт 140 раздела "городской округ город Дзержинск" Перечня на 2023 год.
В апелляционной жалобе Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что решение является незаконным и необоснованным, принятым при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, судом неправильно применены нормы права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и считает его верным.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N 183 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативно правовой акт принят в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие. По данному основанию административный истец нормативные правовые акты не оспаривает.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в перечни подлежит включению такое нежилое здание, которое отвечает хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Из материалов дела следует, что ООО ПКФ "Динамика" является собственником здания с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв. м назначение "нежилое здание", наименование "административный корпус", расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для эксплуатации производственной площадки".
По сведениям филиала ППК "Роскадастр" по Нижегородской области земельный участок с кадастровым номером N внесен в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования": "для эксплуатации производственной площадки" и площадью 4 172+/-23 кв. м. Сведения о виде разрешенного использования данного земельного участка были внесены на основании "Решения о разделе земельного участка" от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым номером N изменена на 4 171+/-22, 6 кв. м. Сведения об изменении вида разрешенного использования земельный участок с кадастровым номером N в ЕГРН отсутствуют.
Анализируя данный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, спорный объект недвижимости по указанному основанию в Перечень включен быть не мог.
Согласно документам технического учета (инвентаризации), а именно, техническому паспорту на нежилое здание по адресу: "адрес", составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорное здание имеет наименование "Административный корпус", назначение "Производственное", использование "по назначению", и состоит из помещений с назначением склад, мастерская, техническое помещение, коридор, преддушевая, душевая, бытовка, кладовка, кабинеты, умывальная, тамбур, туалет, курительная, лестничная клетка, венткамера, цех; спортзал, умывальная, сушилка, актовый зал.
Наименование помещений "кабинет" не тождественно наименованию "офис" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, следовательно, площадь всех помещений, имеющих наименование "кабинет" не имеет правового значения и не может являться условием включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества.
Соответственно из содержащихся в данной технической документации сведений не следует, что в указанных объектах недвижимости имеются помещения, прямо предназначенные для размещения офисных помещений, торговых помещений либо помещений общественного питания.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N нежилому зданию с кадастровым номером N присвоен адрес: "адрес"
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца пояснил, что нежилое здание используется собственником для производства и складирования химической продукции.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного акта включить спорный объект недвижимости в Перечень не позволяли ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения Единого государственного реестра недвижимости и технической документации, что предполагало в силу приведенных положений налогового законодательства необходимость установления фактического использования объекта недвижимости.
Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания на момент включения в оспариваемый Перечень не проводились. Вышеуказанный объект недвижимости был включен в Перечень только на основании сведений, содержащихся в ЕГРН.
Перечисленные обстоятельства административным ответчиком опровергнуты либо оспорены не были.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных помещений в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения в Перечень, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в части включения спорного объекта недвижимости в Перечень является не действующим с момента его принятия.
Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что объект недвижимости удовлетворяет требованиям статьи 378.2 НК РФ и не подлежит исключению из Перечня, являются несостоятельными, поскольку надлежащими доказательствами не подтверждены.
В целом доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.