Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова З.И. на вступившее в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июня 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан от 22 марта 2023 года N 176/2023 Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июня 2023 года постановление должностного лица от 22 марта 2023 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, Ильбаков З.И. просит отменить решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июня 2023 года, приводя доводы о незаконности, и оставить без изменения постановление должностного лица от 22 марта 2023 года.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче настоящей жалобы, в установленный срок возражения на указанную жалобу не представило.
Заинтересованное лицо ФИО4, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче вышеуказанной жалобы, свое мнение по жалобе не выразил.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Из материалов дела следует, что 15 марта 2023 года ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу 27 октября 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан возбуждено исполнительное производство N 75948/22/02068-ИП в отношении Министерства на основании исполнительного листа ФС N 039849555 года, выданного Кировским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан по делу N 2 - 5650/2022, согласно которому на Министерство возложена обязанность обеспечения ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами по торговому наименованию "Урсодезоксихолевая кислота" по торговому наименованию "Урсофальк", "Панкреатинин" по торговому наименованию "Креон 10000" в соответствии с медицинскими показаниями, до отмены лечащим врачом.
В рамках возбужденного исполнительного производства в отношении должника - Министерства, судебным приставом-исполнителем 15 ноября 2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
1 февраля 2023 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в котором установлено исполнить решение суда до 8 февраля 2023 года.
В установленный срок требование исполнительного документа должником не исполнены.
Приведенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства постановлением должностного лица от 22 марта 2023 года к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда по итогам разрешения жалобы, поданной защитником Башировой С.Н, действующей на основании доверенности в интересах Министерства, отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, сославшись на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлений от 13 апреля 2023 года N17-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда, пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении, по части 1 или части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (в данном случае по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судебный пристав-исполнитель должен был составить после вступления в законную силу постановления начальника отдела - старшего судебного пристава МО СП по ИОИП Управления ФССП России по Республике Башкортостан от 21 декабря 2022 года, которым Министерство привлечено к административной ответственности за совершение идентичного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в законную силу 15 мая 2023 года.
Вместе с тем такой вывод судьи районного суда основан на неверном понимании позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в указанном выше Постановлении от 13 апреля 2023 года N17-П, которая касалась проверки конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не исключает право судебного пристава-исполнителя после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого во вновь установленный срок дает основание - при условии невступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в установленный срок - до 8 февраля 2023 года требование исполнительного документа должником исполнены не были, учитывая, что постановление должностного лица от 21 декабря 2022 года, которым Министерство привлечено к административной ответственности за совершение идентичного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не вступило в законную силу, ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан 15 марта 2023 года правомерно был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенным обстоятельствам и доказательствам, представленным в материалы дела, судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица надлежащая юридическая оценка не дана.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год со дня его совершения.
После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство, состава правонарушения) обсуждаться не может.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности истек, решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июня 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, подлежит отмене.
При этом также подлежит отмене и постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан от 22 марта 2023 года N 176/2023, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова З.И. удовлетворить частично.
Решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июня 2023 года и постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан от 22 марта 2023 года N 176/2023, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья С.И.Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.