Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике Фалалеевой Натальи Михайловны на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике N18017/22/58785 от 28 февраля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 3 октября 2023 года, министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее также министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.15).
Решением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2023 года постановление начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике N 18017/22/58785 от 28 февраля 2023 года и решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 3 октября 2023 года отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике Фалалеева Г.М. просит отменить решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2023 года.
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представило.
ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на данную жалобе не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Как усматривается из материалов дела, на основании вступившего 27 мая 2021 года в законную силу решения Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 23 апреля 2021 года по делу N2-1381/2021 выдан исполнительный лист ФС N027869241 от 2 июня 2021 года (л.д.18).
3 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике возбуждено исполнительное производство N59253/21/18017-ИП, предметом которого является предоставление в пользование ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного применительно к условиям г. Ижевска жилого помещения не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Ижевска (л.д.19). Данная обязанность возложена решением суда на министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики. В рамках исполнительного производства для исполнения в добровольном порядке судебного решения должнику - министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики предложено добровольно исполнить судебное постановление в течение пяти дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление получено должником 3 ноября 2021 года (л.д.20).
В связи с неисполнением требования исполнительного документа судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской 16 ноября 2021 года вынес постановление о взыскании с министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установлен новый срок исполнения судебного решения - 90 дней; копия получена должником 16 ноября 2021 года (л.д. 21).
Установив, что вышеуказанный исполнительный документ в установленный срок не исполнен, 8 июня 2022 года судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике составил в отношении министерства протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 16 июня 2022 года начальник отделения - старший судебный пристав МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике вынес постановление о привлечении министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.22).
Не согласившись с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 июня 2022 года, министерство обратилось в суд с жалобой.
Решением судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2022 года, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике от 16 июня 2022 года о привлечении министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения (л.д. 24-34).
Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя от 16 июня 2022 года о привлечении министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступило в законную силу 26 декабря 2022 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, являясь должником по исполнительному производству (исполнительный лист ФС N027869241 от 2 июня 2021 г.), после вынесения 16 июня 2022 г. постановления о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, во вновь установленный 8 июня 2022 г. судебным приставом-исполнителем новый срок - в 60-дневный срок со дня поступления требования, т.е. до 8 августа 2022 г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, а именно: не предоставило в пользование ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска жилое помещение не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Ижевска Удмуртской Республики.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике постановления о привлечении министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда с выводами должностного лица согласился, оставив постановление по делу об административном правонарушении без изменения.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, судья верховного суда пришел к выводу об отсутствии в деянии министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики состава вмененного ему правонарушения, в связи с чем отменил вынесенные судебным приставом постановление, а также решение судьи районного суда и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи верховного суда об отсутствии в деянии министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, поскольку сделаны с учетом норм КоАП РФ, законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям и подтверждены совокупностью представленных в материалы данного дела доказательств.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2023 г. N17-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда" часть 2 статьи 17.15 КоАП РФ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, прежде всего в единстве с положениями части 2 статьи 3, части 1 статьи 6 и статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", она предполагает, что судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 КоАП РФ установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что новый срок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера был установлен министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики 8 июня 2022 г, то есть до вынесения постановления от 16 июня 2022 г. о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные выше обстоятельства с учетом указанной выше правовой позиции позволяют прийти к выводу о том, что неисполнение министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем до вынесения постановления о наложении на должника административного штрафа по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья верховного суда пришел к правильному выводу об отсутствии в деянии министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы являются необоснованными.
Пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного решения в соответствии с положениями части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено и в жалобе не приведено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, судьей верховного суда допущено не было.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда рассмотрена судьей верховного суда в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2023 года, которым отменены постановление начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике N 18017/22/58785 от 28 февраля 2023 года и решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 3 октября 2023 года отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике Фалалеевой Н.М. - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.