Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 22 января 2024 года кассационную жалобу Гофмана Ю.Р. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 8 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2023 года по административному делу N 2а-2975/2023 по административному исковому заявлению Псковской таможни к Гофману Ю.Р. о взыскании таможенных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
1 ноября 2020 года Гофман Ю.Р. на основании документа учета временного ввоза N 0209150/011120/В3076723 временно ввез на срок до 1 мая 2021 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза через таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни транспортное средство для личного пользования NISSAN Primera, VIN SJNFEAP11U0612047, регистрационный номер N
В соответствии с Решением комиссии Евразийского экономического союза от 29 апреля 2020 года N 47 "Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования" срок временного ввоза названного выше автомобиля был продлен до 30 сентября 2021 года.
К обратному вывозу транспортное средство заявлено не было, таможенные платежи не уплачены.
11 мая 2022 года Гофманом Ю.Р. получено уведомление об уплате таможенных платежей, которое в добровольном порядке не исполнено.
Псковской таможней мировому судье судебного участка N 2 по городу Стерлитамак Республика Башкортостан подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Гофмана Ю.Р. начисленных таможенных платежей и пени в общей сумме 647 086, 73 руб.
Определением мирового судьи судебного участка от 24 мая 2022 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано.
Псковская таможня обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнений просила взыскать с Гофмана Ю.Р. таможенные платежи и пени в общем размере 899 573, 96 руб.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 5 октября 2022 года с Гофмана Ю.Р. взыскана задолженность по таможенным платежам и пени в общем размере 724 711, 14 руб.; государственная пошлина в размере 10 447, 11 руб.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 февраля 2023 года, оставленным без изменения кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2023 года, вышеуказанное решение отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 8 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2023 года, административные исковые требования Псковской таможни удовлетворены, с Гофмана Ю.Р. взысканы таможенные платежи и пени в размере 899 573, 96 руб, в пользу ООО "Республиканский центр товароведческой и технических экспертиз" взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 38 750 руб, а также государственная пошлина в размере 12 195, 74 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Гофман Ю.Р. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Полагает, что судом необоснованно не применены положения подпункта "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", а именно не учтено, что он является лицом, переселившимся на постоянное место жительства в государство-член Евразийского экономической союза, о чем свидетельствует выдача ему 9 декабря 2020 года паспорта гражданина Российской Федерации и регистрация по месту жительства с 11 декабря 2020 года. В ответе от 15 апреля 2021 года Северо-Западного управления таможни указано на наличие у него права на беспошлинный ввоз на территорию Российской Федерации одной единицы транспортного средства при одновременно соблюдении условий, установленных действующим законодательством. Соответственно, он имел право на ввоз транспортного средства для личного пользования без уплаты таможенных платежей.
Также податель жалобы указывает, что суды приняли решение на основании экспертного заключения N 113/05-2023, которое является недопустимым доказательством. В заключении эксперта неверно указана дата выпуска и регистрационный знак автомобиля. Не согласен заявитель жалобы и с отнесением на административного ответчика расходов на проведение экспертизы, результаты которой фактически не были использованы судом.
Кроме того, Гофман Ю.Р. в кассационной жалобе ссылается на то, что срок временного ввоза транспортного средства установлен с 1 ноября 2020 года по 30 сентября 2021 года. При этом 17 марта 2021 года он сообщил в Федеральную таможенную службу о том, что транспортное средство является неисправным. Полагает неправильным вывод суда о том, что процедура утилизации автомобиля была начата после наступления срока уплаты таможенных платежей.
От представителя Псковской таможни поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Пунктами 7 и 8 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государстве, не являющемся членом Союза, могут ввозиться иностранными физическими лицами и физическими лицами государств-членов без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года.
Комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования.
Случаи и условия ввоза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, указанными в статьях 298 и 299 настоящего Кодекса, определяются данными статьями настоящего Кодекса, а лицами, указанными в пункте 2 статьи 296 настоящего Кодекса, - международными договорами государств-членов с третьей стороной и международными договорами между государствами-членами.
В соответствии с приложением N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" физическое лицо государства-члена, временно проживавшее в иностранном государстве не менее 12 месяцев, может ввозить на таможенную территорию Союза в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 5 000 евро (за исключением транспортных средств для личного пользования и кузовов транспортных средств для личного пользования), при условии подтверждения факта временного проживания в иностранном государстве в течение указанного срока в соответствии с законодательством государства-члена (пункт 4).
Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания, не являющейся государством-членом, осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности (либо были приобретены на основании кредитного или лизингового договора и находились во владении) и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания, не являющейся государством-членом, в течение не менее 6 месяцев либо иного более продолжительного срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
ранее такое физическое лицо не осуществляло ввоз на территорию государства-члена авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в этом государстве-члене в случае, если такое лицо ранее было признано переселившимся на постоянное место жительства в это государство-член или получило статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства-члена (подпункт "б" пункта 6).
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Гофман Ю.Р. ввез с территории государства, не входящего в Евразиатский экономический союз, названное выше транспортное средство на территорию Российской Федерации, представив: пассажирскую таможенную декларацию от 1 ноября 2020 года; паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; документ, разрешающий проживание на территории иностранного государства (ФРГ), от 15 октября 2020 года на срок до 14 октября 2030 года; свидетельство о государственной регистрации транспортного средства на территории иностранного государства.
Ни один из документов, подтверждающих признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член Союза или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена Гофманом Ю.Р. при ввозе транспортного средства не представлено.
При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 109 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
Также судом отклонена ссылка Гофмана Ю.Р. на то, что 9 декабря 2020 года им получен паспорт гражданина Российской Федерации и с 11 декабря 2020 года он зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации, поскольку это не свидетельствует о возможности освобождения Гофмана Ю.Р. от уплаты таможенных пошлин на транспортное средство для личного пользования как лица, признанного переселившимся на постоянное место жительства в государство-член Союза.
В соответствии с пунктом 9 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при таможенном декларировании товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, перемещаемых в международных почтовых отправлениях либо помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, заявляется одна из следующих целей их ввоза на таможенную территорию Союза и (или) нахождения на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза:
1) свободное обращение;
2) временный ввоз. Временный ввоз может быть заявлен только в отношении транспортных средств для личного пользования, указанных в статье 264 настоящего Кодекса;
3) вывоз;
4) временный вывоз.
Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в случае если иное не предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в пункте 3 статьи 151 настоящего Кодекса, лица, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.
Согласно пункту 27 Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо для товаров, временно ввезенных для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311 (далее - Порядок), иностранное физическое лицо, имеющее намерение переселиться на постоянное место жительства в государство - член Союза, получить статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства, для помещения на временное хранение товаров в месте постоянного или временного проживания (пребывания) такого лица и (или) в иных местах, установленных законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании, представляет таможенному органу заявление в произвольной форме, в котором указываются следующие сведения:
1) сведения о себе (фамилия, имя и отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного или временного проживания (пребывания) и (или) иного места, установленного законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании, в котором предполагается осуществлять временное хранение товаров);
2) сведения о товарах (наименование, количество, вес в килограммах и (или) других единицах измерения, стоимость (в валюте государства - члена Союза, евро или долларах США));
3) сведения об авто- и мототранспортном средстве и (или) прицепе к авто- и мототранспортному средству (регистрационный номер или информация о снятии с регистрационного учета, вид, марка, момент выпуска, номер кузова или идентификационный номер, объем двигателя, мощность двигателя (при наличии такой информации), номер шасси (при наличии), стоимость (в валюте государства - члена Союза, евро или долларах США));
4) дата составления заявления, подпись иностранного физического лица.
В данном случае имел место временный ввоз транспортного средства, о чем указано в пассажирской таможенной декларации. Иное в установленный срок не заявлено, на временное хранение до получения необходимых документов, подтверждающих переселение на постоянное место жительство в государство-член Евразийского экономического союза, как того требует Порядок, транспортное средство не передавалось.
В этой связи судебные инстанции пришли к выводу, что транспортное средство не могло быть освобождено от таможенных платежей.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что размер таможенных платежей является неразумным, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 267 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза стоимость товаров для личного пользования заявляется в пассажирской таможенной декларации при таможенном декларировании товаров для личного пользования.
В пассажирской таможенной декларации Гофманом Ю.Р. указана стоимость автомобиля 16 000 евро, исходя из которой и определялись таможенные платежи и пени.
То обстоятельство, что в заключении судебной экспертизы указано на значительную стоимость необходимого восстановительного ремонта транспортного средства, не имеет правого значения, поскольку в установленном порядке таможенная процедура помещения транспортного средства под утилизацию административным ответчиком начата лишь после получения уведомления о необходимости уплаты таможенных платежей, то есть после окончания срока временного ввоза транспортного средства.
Не может быть принята во внимание ссылка на неправильное указание года выпуска транспортного средства в экспертном заключении. Данное экспертное заключение не принято для расчета таможенных платежей. При расчете таможенных платежей в решении по результатам таможенного контроля 10209150/150322/ТСЛП/0352 год выпуска транспортного средства не повлиял, таможенный орган исчислял таможенные платежи исходя из указанной Гофманом Ю.Р. стоимости автомобиля в размере 16 000 евро.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что с административного ответчика необоснованно взысканы расходы на проведение судебной экспертизы, не может служить основанием для отмены судебных актов.
Согласно части 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Частью 2 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Как усматривается из материалов дела, судом при заявлении административным ответчиком о необоснованном размере таможенных платежей обсуждался вопрос о назначении по делу судебной экспертизы. Представитель административного ответчика не возражал против назначения по делу судебной экспертизы, предложил свои вопросы для эксперта. В этой связи несостоятельна ссылка, что судебная экспертиза была назначена по инициативе суда и административный ответчик должен быть освобожден от оплаты расходов по ее проведению.
То обстоятельство, что результаты судебной экспертизы не были использованы в пользу стороны административного ответчика, не делает такие расходы не подлежащими взысканию с проигравшей стороны.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 8 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гофман Ю.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.