Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 18 декабря 2023 года кассационную жалобу Идрисовой Л.Ш. на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1764/2023 по административному исковому заявлению Идрисовой Л.Ш. к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство) об оспаривании распоряжения об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца Напалкова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Идрисова Л.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 101 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (л.д. 7, 8).
2 ноября 2022 года Идрисова Л.Ш. обратилась в Министерство с заявлением о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию - земли особо охраняемых природных территорий и объектов (рекреационного назначения). В заявлении указано, что перевод земельного участка в другую категорию необходим для строительства туристической базы отдыха (л.д. 44).
Распоряжением Министерства от 23 ноября 2022 года Идрисовой Л.Ш. отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую в связи с отсутствием правовых оснований для такого перевода (далее - отказ от 23 ноября 2022 года, л.д. 10).
Не согласившись с отказом от 23 ноября 2022 года, Идрисова Л.Ш. оспорила его в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 сентября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Идрисова Л.Ш. просит об отмене судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы о том, что административным ответчиком не доказано наличие ограничений, препятствующих переводу принадлежащего административному истцу земельного участка в категорию "земли особо охраняемых территорий" (рекреационного назначения), в связи с чем выводы судов о законности оспариваемого решения нельзя признать правильными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе в связи с созданием с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.
Понятие и состав земель особо охраняемых территорий установлены в статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно пункту 2 вышеприведенной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 94 того же кодекса).
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, обоснованно исходил из того, что решение об отнесении земельного участка административного истца к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения органами государственной власти и местного самоуправления Ульяновской области не принято, что также следует из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 13 октября 2022 года (л.д. 41), в связи с чем пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Идрисовой Л.Ш. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.