Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 12 декабря 2023 года и 29 января 2024 года кассационные жалобы Корякиной К.В. на решение Яранского районного суда Кировской области от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 16 ноября 2023 года, а также Управления ФНС России по Кировской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 16 ноября 2023 года по административному делу N 2а-200/2023 по административному исковому заявлению Управления России ФНС по Кировской области к Корякиной К.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационных жалоб, объяснения Корякиной К.В. и ее представителя адвоката Смертина А.С, объяснения представителей Управления ФНС России по Кировской области Булдаковой О.С. и Ситчихиной Н.Ю, поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 апреля 2021 года Корякиной К.В. в налоговый орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в которой сумма дохода от продажи объекта недвижимости с кадастровым номером N указана в размере 471 000 руб, сумма налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - 61 230 руб.
В связи с представлением налоговой декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой 7 февраля 2022 года налоговым органом вынесено решение N 23 о привлечении Корякиной К.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проведения проверки установлено, что налогоплательщиком в поданной 29 апреля 2021 года налоговой декларации по НДФЛ за 2020 год в нарушение пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации занижена налоговая база в размере 1 449 000 руб, а именно не указаны доходы от продажи земельного участка с кадастровым номером N и объекта недвижимости с кадастровым номером N в связи с чем Корякиной К.В. начислены: НДФЛ за 2020 год по ставке 13 процентов в размере 188 370 руб, штраф в соответствии со статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации (с применением статьи 114), уменьшив его в 8 раз - 4 709, 25 руб.; и пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации - 9 431, 06 руб.
При этом принято во внимание, что общая сумма дохода по договору от 28 июля 2021 года, в том числе за объект с кадастровым номером N, составила 2 400 000 руб. Объекты недвижимости использовались в предпринимательских целях, с учетом положений подпункта 4 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 данной статьи, налоговым органом не применен. Вместо этого применен профессиональный налоговый вычет, предусмотренный статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности, а именно 480 000 руб. (2 400 000 х 20 процентов).
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не оспорено.
25 марта 2022 года налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование N 597 по состоянию на 24 марта 2022 года об уплате НДФЛ в размере 188 370 руб, штрафа в размере 4 709, 25 руб, пени в размере 9 431, 06 руб. Установлен срок исполнения до 16 мая 2022 года.
12 октября 2022 года мировым судьей судебного участка N 51 Яранского судебного района Кировской области по заявлению Межрайонной ИФНС N 5 по Кировской области о взыскании с Корякиной К.В. названной недоимки вынесен судебный приказ, который 2 ноября 2022 года отменен в связи с поступлением возражений должника.
14 марта 2023 года налоговый орган обратился в суд настоящим административным иском, просил взыскать с Корякиной К.В. НДФЛ за 2020 год в размере 188 370 руб, пени за период с 16 июля 2021 года по 7 февраля 2022 года в размере 9 431, 06 руб, штраф за совершение налогового правонарушения в размере 4 709, 25 руб.
Решением Яранского районного суда Кировской области от 13 апреля 2023 года административное исковое заявление налогового органа удовлетворено в полном объеме, также взыскана государственная пошлина в размере 5 225, 10 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 11 июля 2023 года решение Яранского районного суда Кировской области от 13 апреля 2023 года изменено, исключено указание на взыскание обязательных платежей и санкций в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 11 июля 2023 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Кировский областной суд.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 16 ноября 2023 года решение Яранского районного суда Кировской области от 13 апреля 2023 года в части взысканной задолженности по НДФЛ за 2020 год в размере 61 230 руб, пени в размере 78, 58 руб. отменено, производство по административному делу в указанной части прекращено.
В части остальных требований постановлено новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено частично, с Корякиной К.В. в пользу Управления ФНС России по Кировской области взысканы: задолженность по НДФЛ за 2020 год в размере 127 140 руб.; пени за несвоевременную уплату налога за 2020 год за период с 16 июля 2021 года по 7 февраля 2022 года в размере 6 365, 42 руб.; штраф за совершение налогового правонарушения в размере 3 178, 05 руб.; государственная пошлина в размере 3 933, 68 руб.
Не согласившись с апелляционным определением, Корякина К.В. в кассационной жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что предметом настоящего спора являются требования Межрайонной ИФНС России N 5 по Кировской области к ней о взыскании НДФЛ за 2020 год, которые ранее уже являлись предметом судебной проверки, по итогам которой принято определение о прекращении производства по делу, в связи с чем считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель Управления России ФНС по Кировской области (правопреемник Межрайонной ИФНС России N 5 по Кировской области) в кассационной жалобе просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения. Выражает несогласие с выводом суда о двойном взыскании суммы НДФЛ за 2020 год. Указывает на то, что прекращение производства по делу N 2а-195/2022 не может являться основанием для отказа в административных исковых требованиях налоговому органу к Корякиной К.В. по результатам камеральной налоговой проверки, так как требование N 5953 от 23 июля 2021 года и требование N 597 от 24 марта 2022 года имеют различные основания и правовую природу, несмотря на то, что относятся к одному налоговому периоду. В первом случае это сумма налога по самостоятельно представленной заявителем декларации, во втором - решение о привлечении к налоговой ответственности. Отказ налогового органа от административных исковых требований и дальнейшее прекращение производства по делу N 2а-195/2022 обусловлено представлением уточненной декларации и самостоятельным "обнулением" начислений НДФЛ самой Корякиной К.В.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции были допущены.
Статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В силу статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.
В силу положений подпункта 4 пункта 1, пункта 4 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов, обязан самостоятельно до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход и до 15 июля уплатить налог в бюджет.
Пунктом 1.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации в отношении доходов от продажи имущества.
Согласно положениям пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период обращения в суд, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик не уплатил обязательные платежи и санкции, установленные решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, срок обращения в суд налоговым органом соблюден.
Отменяя решение суда первой инстанции и прекращая производство по делу в части взыскания задолженности по НДФЛ за 2020 года в размере 61 230 руб, пени в размере 78, 58 руб, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ранее налоговый орган уже заявлял административный иск на данную сумму. Определением Яранского районного суда Кировской области от 20 апреля 2022 года прекращено производство по делу N 2а-195/2022 в связи с принятием судом отказа Межрайонной ИФНС России N 5 по Кировской области от административного иска к Корякиной К.В. о взыскании НДФЛ за 2020 год.
Пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для прекращения производства является вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.
Таким образом, законодателем предусмотрен механизм, препятствующий повторному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Об этом также было указано и в кассационном определении от 21 сентября 2023 года, которым апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 11 июля 2023 года было отменено. При этом правильность расчета обязательных платежей и санкций фактически судом не была осуществлена.
Вместе с тем уже при новом апелляционном рассмотрении налоговым органом суду были представлены разъяснения расчета взыскиваемых обязательных платежей и санкций, согласно которым исчисленный в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения НДФЛ в размере 188 370 руб. определен исходя из налоговой базы в размере 1 449 000 руб. = 2 400 000 руб. (сумма дохода) - 480 000 руб. (налоговый вычет) - 471 000 руб. (сумма задекларированного дохода). При этом производство по делу по взысканию НДФЛ в размере 61 230 руб, исчисленного из суммы 471 000 руб, прекращено в связи с отказом налогового органа от административного иска.
Из этого следует, что НДФЛ в размере 188 370 руб, заявленный в настоящем административном иске, не включает в себя НДФЛ в размере 61 230 руб, производство по административному делу о взыскании которого прекращено. То есть НДФЛ в размере 188 370 руб. начислен дополнительно к ранее исчисленному налогоплательщиком НДФЛ в размере 61 230 руб.
Данный вывод также подтверждается и решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оценка которому судом апелляционной инстанции не была дана.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Учитывая, что налоговым органом соблюден срок обращения в суд, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения административным ответчиком не оспорено, решением правильно определен размер обязательных платежей и санкций, следовательно настоящий административный иск заявлен обоснованно. В связи с этим решение суда первой инстанции, которым административный иск удовлетворен в полном объеме, является правильным.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение по доводам налогового органа подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Ссылка Корякиной К.В. в кассационной жалобе на определение Яранского районного суда Кировской области от 20 апреля 2022 года по делу N 2а-195/2022, которым прекращено производство по делу в связи с отказом Межрайонной ИФНС России N 5 по Кировской области от административного иска к ней о взыскании НДФЛ за 2020 год, то есть в данном административном деле повторно заявлены требования о взыскании НДФЛ за 2020 год, несостоятельна. Как указано выше, заявленные в настоящем административном иске обязательные платежи и санкции не охватывают ранее заявленные налоговым органом требования по административному делу N 2а-195/2022. Обоснованность ранее заявленного административного иска и прекращение производства по нему в данном административном деле не может быть проверена.
Положением пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Аналогичные требования содержатся и в части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как указано выше, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщиком не оспорено. Именно в связи со вступлением в силу данного решения в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате НДФЛ, штрафа и пени, которое не было исполнено, в связи с чем у налогового органа возникло право на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Управления ФНС России по Кировской области удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 16 ноября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Яранского районного суда Кировской области от 13 апреля 2023 года.
Кассационную жалобу Корякиной К.В. оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.