Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 февраля 2024 года кассационную жалобу Департамента финансов администрации городского округа Самара на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 августа 2023 года по административному делу N 3а-960/2023 по административному исковому заявлению Харисовой Р.Р. к Департаменту финансов городского округа Самара о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента финансов администрации городского округа Самара Путинцевой Ю.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя прокуратуры Самарской области Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 25 августа 2020 года N 2732 Харисова Р.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда городского округа Самара.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 4 февраля 2022 года удовлетворен иск прокурора Железнодорожного района города Самары, действующего в интересах Харисовой Р.Р, на администрацию городского округа Самары и Департамент управления имуществом городского округа Самары возложена обязанность по предоставлению Харисовой Р.Р. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
Решение суда вступило в законную силу 5 марта 2022 года.
18 апреля 2022 года во исполнение вступившего в законную силу решения суда судом выданы исполнительные листы серии ФС N 037767784, ФС N 037767785, обязывающие администрацию городского округа Самары, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Харисовой Р.Р. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 33 кв.м, общей площади жилого помещения.
19 апреля 2022 года исполнительные листы поступили в МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП Самарской области.
21 апреля 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП Самарской области возбуждено исполнительное производство N 26126/22/63045-ИП в отношении должника Департамента управления имуществом городского округа Самары, должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
21 апреля 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП Самарской области возбуждено исполнительное производство N 26127/22/63045-ИП в отношении должника администрации городского округа Самара, должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 12 декабря 2022 года N 3440 Харисовой Р.Р. предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда - однокомнатная квартира N 19 общей площадью 34, 7 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" Также был подготовлен договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, подписать который административный истец отказалась по причине отдаленности жилого помещения от учебного заведения, в котором она обучается.
23 декабря 2022 года Харисова Р.Р. обратилась суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 52 480 руб, а также возмещении расходов на оплату юридических услуг в размере 5 000 руб.
Решением Самарского областного суда от 10 марта 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 августа 2023 года решение Самарского областного суда от 10 марта 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Харисовой Р.Р. удовлетворено частично, с муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента финансов администрации городского округа Самара за счет средств бюджета муниципального образования городского округа Самара в пользу Харисовой Р.Р. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель Департамента финансов администрации городского округа Самара в кассационной жалобе просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Указывает, что органами местного самоуправления выполнены все возможные мероприятия по исполнению решения суда, а совершенные в этих целях действия являлись достаточными и эффективными, носили исчерпывающий характер. Выражает несогласие с выводом суда о том, что общий срок исполнения Департаментом управления имуществом городского округа Самара с 19 апреля 2022 года (со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов) до дня вынесения решения судом апелляционной инстанции - 1 год 4 месяца 3 дня, поскольку приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 12 декабря 2022 года N 3440 Харисовой Р.Р. было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда. Однако Харисова Р.Р. от предоставляемого жилого помещения отказалась. В этой связи общий срок исполнения судебного акта должен составлять 8 месяцев (со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов до дня вынесения приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 12 декабря 2022 года). При соотношении установленного длительного порядка приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и длительности исполнения решения Ленинского районного суда города Самары от 4 февраля 2022 года N 2-903/2022 (с 19 апреля 2022 года по 12 декабря 2022 года) можно сделать вывод о том, что общий срок исполнения судебного акта не может быть расценен как не отвечающий критериям разумности.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в рамках гражданского дела N 2-1714/2023 рассматривались требования Департамента управления имуществом городского округа Самара об обязании Харисову Р.Р. заключить договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда указанного выше жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 14 апреля 2023 года иск Департамента управления имуществом городского округа Самара об обязании Харисову Р.Р. заключить договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда указанного выше жилого помещения был удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 июля 2023 года решение Ленинского районного суда города Самары от 14 апреля 2023 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Харисовой Р.Р. о возложении обязанности заключить договор найма жилого помещения, поскольку законодательство, регулирующее правоотношения о порядке обеспечения жильем детей-сирот, не содержит правовых норм, обязывающих ответчика заключить договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда в обязательном порядке, добровольно на себя такую обязанность Харисова Р.Р. не возлагала, оснований для применения статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется. Также указала, что приведенными выше нормами законодательства не установлена обязанность органа местного самоуправления принудительно вселять сирот в предоставленное им жилое помещение и понуждать заключить договор социального найма при отказе или мотивированном отказе от заключения такого договора и вселения в предоставляемую квартиру (жилище). Обеспечение жильем является дополнительной социальной гарантией для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получение специализированного жилого помещения является правом, но не обязанностью гражданина, относящегося к соответствующей льготной категории. Согласно действующему законодательству, при предоставлении жилого помещения необходимо учитывать место жительства лица и расположенность жилого помещения.
При этом, несмотря на то, что исполнительное производство от 21 апреля 2022 года N 26127/22/63045-ИП в отношении должника Администрации городского округа Самара прекращено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 ФЗ "Об исполнительном производстве" на основании определения Ленинского районного суда города Самары от 6 апреля 2023 года, другое исполнительное производство от 21 апреля 2022 года N 26126/22/63025-ИП в отношении должника Департамента управления имуществом городского округа Самары не окончено исполнением, не прекращено.
Таким образом, общий срок исполнения Администрацией городского округа Самара судебного акта с 19 апреля 2022 года (со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов) до 5 июля 2023 года (дата прекращения исполнительного производства) составил 1 год 2 месяца 16 дней, Департаментом по управлению имуществом городского округа Самара с 19 апреля 2022 года (со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов) до дня вынесения итогового акта судом апелляционной инстанции - 1 год 4 месяца 3 дня.
С учетом периода неисполнения судебного акта с момента поступления исполнительного листа на исполнение и до момента рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что составляет более одного года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного решения в разумный срок нарушено в связи с недостаточно эффективными действиями Администрации городского округа Самара и Департамента по управлению имуществом городского округа Самара и это является основанием для присуждения административному истцу компенсации.
При определении размера компенсации суд апелляционной инстанции, исходя из принципов разумности и справедливости, из установленных по делу обстоятельств, учитывая продолжительность неисполнения судебного акта, пришел к выводу, что заявленная административным истцом сумма компенсации в размере 52 480 руб. является завышенной.
С учетом положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и пункта 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", конкретных обстоятельств неисполнения судебного акта по гражданскому делу, продолжительности нарушения, наступивших последствий, их значимости для административного истца, а также с учетом принципов разумности, справедливости суд апелляционной инстанции определилразмер компенсации в сумме 20 000 руб.
Присуждение названной компенсации в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы, изложенные в жалобе о несогласии с вынесенным судебным актом, основаны на неверном толковании норм права, не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.