Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 21 декабря 2023 года кассационную жалобу Лутфуллина Р.Ф. на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 ноября 2023 года по административному делу N 2а-5767/2023 по административному исковому заявлению
Лутфуллина Р.Ф. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет г. Казани) об оспаривании постановления об утверждении проекта планировки территории.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца Сатдинова М.Ф, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лутфуллин Р.Ф. является собственником жилого дома с кадастровым номером N расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, находящимся в муниципальной собственности
г. Казани (л.д. 15-18).
Решением МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
от 30 мая 2023 года Лутфуллину Р.Ф. отказано в предоставлении названного земельного участка в собственность бесплатно в связи с нахождением объекта недвижимости в границах красных линий, утверждённых постановлением Исполнительный комитет г. Казани от 19 сентября 2019 года N 3320 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной улицами Роторная, Хади-Такташа, Нурсултана Назарбаева и проспектом Универсиады" (л.д. 13, 56).
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 19 сентября 2019 года N 3320 утвержден проект планировки территории, его графической части установленная красная линия проезжей части "адрес" пересекает часть земельного участка с кадастровым номером N, и жилого дома с кадастровым номером N, принадлежащим на праве собственности Лутфуллину Р.Ф. (далее - постановление от 19 сентября 2019 года, л.д. 56-58).
Не согласившись с постановлением от 19 сентября 2019 года, Лутфуллин Р.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 сентября 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, постановление от 19 сентября 2019 года признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежат ли земельные участки, на которые наложены и утверждены красные линии, как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для государственных и (или) муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления, а также в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 24 ноября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворении заявленных требований о признании постановления
от 19 сентября 2019 года недействующим в части установления красных линий в отношении названного выше земельного участка. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Лутфуллин Р.Ф. просит об отмене судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, приводя доводы о несоответствии постановления
от 19 сентября 2019 года в части установления красных линий в отношении рассматриваемого земельного участка требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Земельным законодательством Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Поскольку рассматриваемый проект планировки территории не содержит указания на изъятие земельного участка с объектом недвижимости на нём, принадлежащим Лутфуллину Р.Ф, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о признании недействующим постановления от 19 сентября
2019 года с момента вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежат ли земельные участки, на которые наложены и утверждены красные линии, как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для государственных и (или) муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что, фактически накладывая на объект недвижимости, принадлежащий Лутфуллину Р.Ф. красные линии, Исполнительный комитет г. Казани отнёс часть земельного участка и расположенный на нем объект к территории общего пользования, поскольку находится в территории дорожной сети "адрес", что усматривается из чертежа Генерального плана г. Казани (л.д. 55, 64-65).
В данном случае, проходящая красная линия по земельному участку административного истца свидетельствует о нахождении на части этого земельного участка территории общего пользования.
В соответствии с утвержденной градостроительной документацией, принадлежащий административному истцу земельный участок частично расположен в границах красных линий территории общего пользования - проезжей части "адрес", включающей, в том числе, элементы озеленения, тротуар, необходимый для передвижения пешеходов. Ширина указанного проезда установлена согласно Генеральному плану городского округа города Казани.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, обоснованно исходил из доказанности публичного интереса в установлении красных линий на соответствующем участке именно в такой конфигурации, при которой данные красные линии пересекают земельный участок с расположенным на нем жилым домом, принадлежащим Лутфуллину Р.Ф, в связи с чем пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействующим постановления от 19 сентября 2019 года в части установления красных линий на земельном участке, отменив решение суда первой инстанции в данной части.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2023 года N 265-О, согласно которой положения части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежащие применению в нормативном единстве с другими положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечивающими комплексное и плановое развитие территории населенного пункта на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, с учетом общественного мнения, являются элементом правового механизма развития уже застроенных территорий в целях улучшения условий проживания граждан, создания для них комфортной среды обитания. Они не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в обозначенном в жалобе аспекте с учетом того, что он не лишен возможности использования согласно назначению объекта недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности и расположенного на земельном участке публичной собственности, ориентированном, в силу данного обстоятельства, прежде всего на решение общественных задач.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 24 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лутфуллина Р.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 марта
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.