Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Алексеева Д.В. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 25 декабря 2023 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) на решение Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 октября 2023 года по административному делу
N 2а-1447/2023 по административному исковому заявлению Губайдулиной С.Х. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя
Управления Росреестра по Республике Татарстан Левашиной Е.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Губайдулиной С.Х, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Губайдуллина С.Х. является собственником садового дома, площадью
12, 9 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", который при обретала на основании договора купли-продажи от 18 января 2001 года, заключенного с продавцом Шакировой С.В. (л.д. 22, 23, 36, 37, т. 1).
7 апреля 2022 года Губайдуллина С.Х. обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:190202:928, площадью 322, 3 квадратных метров, на котором расположен садовый дом (далее - земельный участок, л.д. 79, 80, т. 1).
Решением органа регистрации от 7 ноября 2022 года в осуществлении государственной регистрации отказано в связи с непредоставлением административным истцом правоустанавливающих документов на земельный участок (далее - решение от 7 ноября 2022 года, л.д. 68, 69, т. 1).
Не согласившись с принятым решением об отказе в государственной регистрации прав, Губайдуллина С.Х. обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Решением Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 29 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 октября 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично, уведомление от 7 ноября 2022 года признано незаконным, на государственного регистратора Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан Кельдюшову Н.М. возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Республике Татарстан просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права, приводя доводы, аналогичные оспариваемому решению об отказе в государственной регистрации прав.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок (часть 2 приведенной выше статьи).
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, а именно справку от 22 июня 1999 года о закреплении за Шакировой С.В. земельного участка N 127, площадью 355 квадратным метров (л.д. 25, т. 1), договор купли-продажи от 18 января 2001 года садового дома, заключенного между Шакировой С.В. и административным истцом (л.д. 22, 23, т. 1), сведения из Единого государственного реестра недвижимости, содержащего данные о Губайдуллиной С.Х. как о собственнике садового дома (л.д. 36, 37, т. 1), обоснованно исходил из наличия достаточных оснований для осуществления государственной регистрации права административного истца на земельный участок, в связи с чем пришел правильному выводу о незаконности оспариваемого решения, удовлетворив заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы, которые по своему содержанию сводятся к оспариванию права Шакировой С.В. на земельный участок, которое в установленном порядке под сомнение не поставлено, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда города Казани Республики Татарстан
от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 13 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 26 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.