Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарина Александра Анатольевича, поданную 15 декабря 2023 года на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2023 года по административному делу N 2а-4463/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан к Самарину Александру Анатольевичу о взыскании задолженности по налогам и сборам.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Самарину А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 29 700 рублей, пени по состоянию на 30 октября 2021 года в размере 10 970, 15 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, по состоянию на 30 октября 2021 года в размере 196, 34 рублей.
В обоснование ссылалась на неисполнение административным ответчиком, являющимся собственником транспортных средств, объектов недвижимости, обязанности по уплате налогов. В его адрес направлялись налоговые уведомления, требование об уплате налогов, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 июня 2023 года административный иск удовлетворен, постановлено взыскать с Самарина А.А. заявленные суммы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части взыскания пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 1902, 65 рублей, государственной пошлины в размере 1091 рубль, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, постановлено взыскать с Самарина А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 368, 92 рубля, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Самарин А.А. просит отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на пропуск налоговой инспекцией срока для обращения в суд с административным иском. Указывает также на неизвещение его о поданном в суд заявлении, и впоследствии о рассмотрении судом дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Абзацем четвертым пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на время обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, предусматривалось, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, которым устанавливалось, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно положениям пункта 1 статьи 362, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 НК РФ имущественные налоги уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога в соответствии с нормами статьи 69 НК РФ.
Положения налогового законодательства, предусматривающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых реализовано налоговым органом.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2020 году являлся собственником транспортных средств, ранее являлся собственником объектов недвижимости, ему направлялись налоговые уведомления, требования об уплате транспортного налога и суммах пени, начисленных в связи с неуплатой транспортного налога и налога на имущество.
Судом апелляционной инстанции в ходе исследования доказательств, представленных по делу, проверены наличие объектов налогообложения в указанные периоды времени, основания начисления пеней и правильно установлено, что в отношении Самарина А.А. в связи с несвоевременной уплатой налогов принимались меры взыскания, сумма задолженности превысила 10 000 рублей с момента выставления требования об уплате налога от 30 октября 2021 года N 56004 со сроком исполнения до 16 декабря 2021 года, а требование об уплате транспортного налога за 2020 год от 21 декабря 2021 года содержало срок уплаты до 8 февраля 2022 года, таким образом, сроки для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и затем с административным исковым заявлением не были пропущены.
Суды правомерно не усмотрели нарушения налоговой инспекцией порядка и сроков производства взыскания недоимки, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении его процессуальных прав являлись предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, они повторяют позицию, изложенную ранее в апелляционной жалобе.
Обжалованные судебные акты отвечают требованиям законности и обоснованности, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Самарина Александра Анатольевича - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.