Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 19 декабря 2023 года кассационную жалобу Шмелевой Е.Л, Васильева И.Ю. на решение Ленинского районного суда города Самары от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1823/2023 по административному исковому заявлению Шмелевой Екатерины Львовны, Васильева (Шмелева) Ивана Юрьевича, Шмелевой Александры Павловны к Правительству Самарской области о признании незаконным в части распоряжения Правительства Самарской области от 30 июня 2022 года N 355-р "Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, в ее поддержку объяснения Шмелевой Е.Л, ее представителя по устному ходатайству Морозова А.Ю. в поддержку кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Самарской области, Министерства строительства Самарской области по доверенности Сидоренко С.В. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шмелева Е.Л, Васильев И.Ю, Шмелева А.П. (далее также - административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным в части вышеозначенного распоряжения Правительства Самарской области (далее также - административный ответчик, уполномоченный орган).
В обоснование административного иска указано, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение - "адрес", расположенная по адресу: "адрес".
Правительством Самарской области принято распоряжение N 355-р от 30 июня 2022 года "Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара от станции "Самарская" до станции "Театральная" (далее - распоряжение). Согласно приложениям 1, 2 к распоряжению изъятию для государственных нужд подлежат объекты недвижимого имущества: квартиры, находящиеся в данном многоквартирном доме и земельный участок.
Административные истцы считают, что административным ответчиком ничем не обоснована необходимость включения объекта недвижимости - квартиры с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес", в перечень объектов, подлежащих изъятию и сносу в целях размещения метрополитена, что противоречит положениям статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку, по мнению административных истцов, уполномоченным органом не представлены доказательства отсутствия других вариантов возможного размещения линии метрополитена, не затрагивая спорный объект недвижимости, законность распоряжения поставлена под сомнение.
Административные истцы просили суд: признать незаконным и отменить распоряжение Правительства Самарской области N 355-р от 30 июня 2022 года "Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства) в г.р. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная" в части изъятии квартиры с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Решением Ленинского районного суда города Самары от 16 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 сентября 2023 года, административное исковое заявление Шмелевой Е.Л, Васильева И.Ю, Шмелевой А.П. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и поступивших впоследствии дополнениях к ней, административные истцы, выражая несогласие с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, просят отменить их ввиду несоответствия выводов судов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование приведены доводы о том, что правовые основания для изъятия квартиры для государственных нужд Самарской области отсутствуют, поскольку оспариваемое распоряжение не основано на проекте межевания территории и нарушает права и законные интересы административных истцов.
По мнению кассаторов, административным ответчиком не представлены суду доказательства отсутствия других возможных вариантов строительства объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" без изъятия объекта недвижимого имущества, принадлежащего административным истцам. Не является препятствием к удовлетворению административных исковых требований то установленное судами обстоятельство, что не оспорены и не признаны судом недействующими документы территориального планирования в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная".
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что административным истцам Шмелевой А.П, Васильеву (Шмелеву) И.Ю. на праве общей долевой собственности (доля в праве каждого - 10/85) принадлежит жилое помещение - "адрес", расположенная по адресу: "адрес" кадастровым номером N, административному истцу Шмелевой Е.Л. принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве - 11/85) "адрес", расположенная по указанному выше адресу.
Правительством Самарской области 30 июня 2022 года принято распоряжение N 355-р "Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен" (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная", которым постановлено: изъять для государственных нужд Самарской области в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная" объекты недвижимого имущества, указанные в приложениях 1, 2, в том числе многоквартирный жилой дом, в состав которого входят жилые помещения: "адрес", Nа, N, расположенные по адресу: "адрес" земельные участки, площадью 197 кв.м и 18 кв.м, расположенные по означенному адресу.
Основанием для изъятия объектов недвижимого имущества: земельного участка и расположенного на нем жилого помещения является размещение объекта транспорта регионального значения - метрополитена.
Судами установлено, что строительство метрополитена в г.о. Самара осуществляется в соответствии со схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2007 года N 261, документацией по планировке территории, утвержденной распоряжениями Правительства Самарской области от 24 декабря 2021 года N 602-р "Об утверждении документации по планированию территории в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная" в редакции распоряжения Правительства Самарской области от 30 марта 2022 года N 99-р "Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен" (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара от станции "Самарская" до станции "Театральная", утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 24 декабря 2021 года N 602-р.
Распоряжением Правительства Самарской области от 30 марта 2022 года N 99-р утверждена документация по внесению изменений в документацию по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен" (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная", утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 24 декабря 2021 года N 602-р.
Проектом межевания территории утверждена схема размещения линейного объекта, технических зон и прочего, установлен перечень земельных участков, расположенных в границе зоны резервирования и (или) изъятия.
В графической части проекта межевания территории в таблице 2 под номером 2.36 обозначен земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для проектирования и строительства метрополитена в г. Самара (первая очередь станция метро "Алабинская", "Самарская", "Театральная"), на котором находится жилой дом, включающий в себя жилые помещения, принадлежащие административным истцам.
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", находится в пределах земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности Самарской области и предоставленного ГКУ "Управление капитального строительства" в постоянное (бессрочное) пользование с видом разрешенного использования: для проектирования и строительства метрополитена в г. Самара (первая очередь станции метро "Алабинская", "Самарская", "Театральная") и на территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная" утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 24 декабря 2021 года N 602-р, распоряжением Правительства Самарской области от 30 марта 2022 года N 99-р "Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен" (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара от станции "Самарская" до станции "Театральная", утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 24 декабря 2021 года N 602-р.
Разрешая административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу действующего правового регулирования у административного ответчика имелись основания для изъятия жилого помещения, принадлежащего административным истцам, для обеспечения государственных нужд Самарской области - для размещения объекта транспорта регионального значения (метрополитена) и такое решение уполномоченного органа не является произвольным и не нарушает прав административных истцов. Согласно выводам суда, графическая часть распоряжения Правительства Самарской области от 30 марта 2022 года N 99-р подтверждает, что линия строящегося метрополитена проходит под домом N 27 по улице Ульяновской в г. Самаре, а означенный жилой дом входит в перечень объектов капитального строительства, планируемых к изъятию.
Суд апелляционной инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы административных истцов, согласился с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, правильно указал на то, что распоряжение об изъятии для государственных нужд Самарской области спорного жилого помещения принято уполномоченным на то государственным органом и не нарушает прав административных истцов.
Кроме того, указано, что в установленном законом порядке заинтересованными лицами, в том числе административными истцами, не оспорены и не признаны судом недействующими документы территориального планирования в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная".
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, оно производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основанию, в том числе связанному со строительством, реконструкцией объектов транспорта регионального значения (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" метрополитен является видом внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
В силу части 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (часть 2 статьи 56.6 названного кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие
Изложенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии правовых оснований для изъятия квартиры для государственных нужд Самарской области, поскольку оспариваемое распоряжение не основано на проекте межевания территории, получили надлежащую оценку в судебных актах суда первой и апелляционной инстанций по итогам исследования собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Так, судами по итогам исследования совокупности доказательств по делу достоверно установлено, что линия строящегося метрополитена проходит под домом N 27 по улице Ульяновской в г. Самаре, а означенный жилой дом входит в перечень объектов капитального строительства, планируемых к изъятию.
Вопреки позиции подателей жалобы оспариваемое решение об изъятии жилого помещения не является произвольным, а основано на документах территориального планирования в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная".
Так, подлежат отклонению как безосновательные и противоречащие материалам дела, утверждения подателей жалобы о том, что суду не представлены доказательства отсутствия других возможных вариантов строительства объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" без изъятия объекта недвижимого имущества, принадлежащего административным истцам.
Судами верно заключено, что административным ответчиком представлены доказательства правомерности изъятия земельного участка, на котором расположен жилой дом, включающий в себя жилое помещение, принадлежащее административным истцам, для государственных нужд Самарской области в исключительном случае по основанию, связанному со строительством объекта транспорта регионального значения, как того требуют положения статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изъятие жилого помещения, принадлежащего административным истцам, необходимо для государственных нужд в целях размещения объекта регионального значения "Метрополитен (1 очередь строительства)" в г.о. Самара, г. Самара, от станции "Самарская" до станции "Театральная", реализация которого невозможна без изъятия указанных объектов, что соответствует положениям части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вопреки утверждениям подателей жалобы суд кассационной инстанции не усматривает нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемый судебный акт приняты судом апелляционной инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шмелевой Е.Л, Васильева И.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 27 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.