Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сказочкина В.Н., судей Алексеева Д.В., Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Егоровой Светланы Алексеевны на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 июля 2023 года по административному делу N 3а-103/2023 по административному иску Егоровой Светланы Алексеевны к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим отдельных пунктов Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы, утвержденных постановлениями Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N 507, от 12 ноября 2019 года N 522, от 30 октября 2020 года N 528.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, данные посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Егоровой С.А. - Егоровой А.А, представителя Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Стяжкина А.А, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егорова С.А. обратилась в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия:
пункта 8148 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" в части пункта 8148 Перечня на 2019 год утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N 507;
пункта 5103 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" в части пункта 5103 Перечня на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522;
пункта 11119 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" в части пункта 11119 Перечня на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528.
В обоснование указывала, что ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес". На время включения в Перечни объект недвижимости не отвечал признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как расположено в многоквартирном доме, который находится на земельном участке с видом разрешенного использования: "эксплуатация и обслуживание многоквартирного жилого дома"; с 2019 по 2021 годы спорный объект недвижимости не использовался для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; вид фактического использования здания уполномоченным органом не определялся, в связи с чем административный истец полагает, что спорное нежилое помещение не отвечает ни одному из критериев указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 июля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Егорова С.А. просит отменить судебные постановления и удовлетворить административные исковые требования, приводит доводы о том, что вывод о наличии в здании более 20 % торговых помещений сделан на основании визуального осмотра и внешних признаков здания, при этом внутри помещение не осматривалось, вывод об отнесении помещений к торговым сделан на основе экспликации к технической документации. Материалами дела подтверждается, что розничную торговлю в арендуемом помещении ООО "Брандо" не осуществляло, магазином (торговым помещением) не являлось, актом обследования от 4 декабря 2020 года использование помещения как торгового не установлено в связи с отсутствием доступа в помещение; нежилое помещение использовалось в соответствии с договором аренды как складское помещение.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если представляет собой административно-деловой центр, торговый центр (комплекс), либо если назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом вышеназванными объектами признаются те, которые расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает соответствующее размещение объектов, или фактическим использованием нежилого помещения для размещения которых признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункты 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ).
Аналогичные правила предусмотрены Законом Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
Положения статьи 1.1 вышеуказанного закона в редакции, действующей с 1 января 2019 года, предусматривают особенности определения налоговой базы, аналогичные указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пунктов 2, 3, 8 Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270, при подготовке Перечней учитываются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведения о виде фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых бюджетным учреждением Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" проведена государственная кадастровая оценка, сведения, запрошенные у муниципальных образований (при необходимости), сведения, полученные по запросам посредством межведомственного информационного взаимодействия (при необходимости).
Из материалов дела следует, что принадлежащее заявителю нежилое помещение расположено в многоквартирном доме на земельном участке с видом разрешённого использования "эксплуатация и обслуживание многоквартирного жилого дома".
Уполномоченным органом проводилось обследование нежилого помещения, по результатам которого составлен акт от 4 декабря 2020 года о признании нежилого помещения используемым в торговых целях и поэтому соответствующим критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебные инстанции в ходе подробного исследования доказательств, представленных по настоящему делу, установили, что площадь помещений, которая должна расцениваться как предназначенная для ведения торговли, составляет более 20 % общей площади.
При этом суды изучили документы о переводе жилого помещения в нежилое помещение существующего магазина непродовольственных товаров в доме N по "адрес", данные технического паспорта, составленного по состоянию на 30 октября 1971 года, включая сведения о реконструкции в 2005 году, данные технического паспорта, составленного ГУП "Удмурттехинвентаризация" по состоянию на 14 ноября 2012 года, фотоснимок, сведения о предоставлении нежилого помещения в аренду для осуществления торговли и исходили из правильного вывода о фактическом его предназначения для осуществления указанной деятельности.
Ссылки заявителя на неправомерное включение в торговые площади складских помещений, на отсутствие признаков осуществления торговли, учтены судебными инстанциями, являлись предметом оценки судов.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что документы технического учета, согласно которым более 90 % от общей площади помещения составляют торговые залы, являются самостоятельным и достаточным основанием для включения данного объекта недвижимости в Перечни на 2019, 2020 и 2021 годы.
Заключения судов первой и апелляционных инстанций относительно доводов заявителя мотивированы, соответствуют действующему правовому регулированию, не противоречат материалам дела, поэтому не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 июля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Егоровой Светланы Алексеевны - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.