Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Е.В, судей Неугодникова В.Н, Дурновой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" на решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 30 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-701/2023 по иску Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о возложении обязанности исполнить предписания и перечислить денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет, заслушав доклад судьи Крыгиной Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Городская управляющая компания" о возложении обязанности перечислить денежные средства, полученные с собственников помещений многоквартирного дома в качестве уплаты взносов на капительный ремонт, на специальный счет.
Требования мотивированы тем, что по результатам внеплановой документальной проверки, проведенной истцом в отношении ООО "Городская управляющая компания" по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что ООО "Городская управляющая компания", являясь управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: "адрес", и владельцем специального счета, предназначенного для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 418 424, 51 рубля, и не обеспечило их перечисление на специальный счет, в том числе и после изменения владельца специального счета. Денежные средства, полученные от собственников многоквартирного дома в качестве взносов на капитальный ремонт в сумме 418 424, 51 рублей на специальный счет перечислены не были.
Указывая на то, что выданные ответчику предписания об устранении нарушений и о перечислении полученных от собственников помещений многоквартирного дома денежных средств в размере 418 424, 51 рубля, внесенных в счет оплаты взносов на капитальный ремонт, до настоящего времени не исполнены, истец, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд возложить на ответчика обязанность выполнить требования, содержащиеся в предписаниях Управления по надзору Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ, N, а, именно, в течение 15 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда перечислить на счет N в Удмуртском отделении N ПАО Сбербанк России "адрес" (получатель: НУО "Фонд капитального ремонта в УР", ИНН 1831165469, специальный счет регионального оператора) денежные средства в сумме 418 424, 51 рублей.
Решением Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 22 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 октября 2023 года, исковые требования Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики удовлетворены.
На ООО "Городская управляющая компания" возложена обязанность во исполнение предписаний перечислить на специальный счет N в ПАО "Сбербанк", получатель платежа НУО "Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике", денежные средства в сумме 418 424, 51 рублей в течение 15 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскана с ООО "Городская управляющая компания" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 7 384 рубля.
В кассационной жалобе ООО "Городская управляющая компания" ставит вопрос об отмене принятых судебных актов, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что при рассмотрении спора суды пришли к неправильным выводам о том, что срок исковой давности для возложения обязанности перечислить денежные средства, оплаченные в качестве взносов на капитальный ремонт, не пропущен, а также пришли к необоснованным выводам о наличии у истца права на обращение в суд.
В письменных возражениях Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, указывая на то, что полномочия истца на проведение проверок соблюдения обязательных требований к формированию фондов капитального ремонта, целевому расходованию денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению сохранности этих средств, на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений прямо предусмотрены положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики. В рамках проведения проверки на предмет соблюдения ответчиком обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта, обеспечению сохранности и целевому использованию средств капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", были выявлены нарушения управляющей компанией обязательных требований, установленных частями 1 и 2 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку денежные средства, полученные от собственников в качестве оплаты взносов на капитальный ремонт, на специальный счет перечислены не были. Полагает, что срок исковой давности, о применении которого заявлено со стороны ответчика, не пропущен, поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер и до проведения проверки о наличии нарушений известно не было, доказательств тому, что на момент перехода многоквартирного дома под управление ООО УК "Тафгай" собственникам помещений или истцу было известно о допущенных нарушениях, со стороны ответчика не представлено.
В письменном отзыве НОУ "Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, указывая на то, что каких - либо правовых оснований для удержания денежных средств, собранных от собственников помещений в качестве взносов на капитальный ремонт, у ответчика не имеется, поскольку взносы на капитальный ремонт носят строго целевой характер, право на распоряжение денежными средствами, внесенными в качестве взносов на капитальный ремонт, принадлежит исключительно собственникам помещений многоквартирного дома и возможность их удержания организацией, ранее осуществляющей управление многоквартирным домом, а также неисполнение обязанностей по перечислению денежных средств на специальный счет, действующим законодательством не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес" на общем собрании, решения которого оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Городская управляющая компания" выбрано управляющей организацией и владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта, ОАО "МДМ Банк" выбрано кредитной организацией, в которой будет открыт специальный счет.
Вышеуказанный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденную Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, официально опубликованную ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Городская управляющая компания" приступило к управлению многоквартирным домом с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК "Тафгай", с указанного времени данная управляющая организация стала владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта. С этой же даты собственники помещений многоквартирного дома начали формирование фонда капитального ремонта на специальном счете в ПАО Сбербанк, владельцем которого являлось ООО "УК "Тафгай".
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятого ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора НУО "Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике".
По результатам проведенных в отношении ООО "Городская управляющая компания" документарных проверок на предмет соблюдения обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта, обеспечению сохранности и целевому использованию средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес" выявлены нарушения обязательных требований, установленных частями 1 и 2 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, заключающихся в необеспечении сохранности денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в размере 418 424, 51 рубля, поскольку на специальные счета, владельцами которых являлись ООО "Городская УК", ООО "УК "Тафгай", а также на счет регионального оператора - НУО "Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике", указанные средства, уплаченные собственниками помещений ООО "Городская УК" в качестве взносов на капитальный ремонт, не поступали.
В период с июля 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ ООО "Городская УК" начислено собственникам помещений многоквартирного дома в счет уплаты взносов за капитальный ремонт 1 218 448, 28 рублей, из которых собственниками уплачено 1 110 240, 51 рублей.
Из уплаченных собственниками денежных средств, на специальный счета, предназначенный для формирования фонда капитального ремонта, ООО "Городская УК" перечислено 691 816 рублей, при этом 418 424, 51 рубля (1 110 240, 51 - 691 816), уплаченных собственниками в качестве взносов на капитальный ремонт, остались в распоряжении данной управляющей организации.
Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики в отношении ООО "Городская УК" выданы предписания от 27 ноября 2019 года N 03/4-05-248, от 20 марта 2020 года N 03/4-05-26, от 19 февраля 2021 года N 03/4-05-5, от 16 апреля 2021 года N 03/4-05-32, от 29 июня 2021 года N 03/4-05-68, от 29 сентября 2021 года N 03/4-05-106 о необходимости перечислить на специальный счет регионального оператора денежные средства в сумме 418 424, 51 рублей, полученные от собственников помещений в качестве взносов на капитальный ремонт, но не перечисленные на специальный счет, которые в добровольном порядке исполнены не были.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 20, 167, 153, 169, 167, 170, 171, 174, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2017 года N 558, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2013 года N 608 "Об утверждении порядка осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и обеспечением сохранности этих средств" и установив, что в период осуществления ООО "Городская управляющая компания" деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: "адрес", ответчик, являясь управляющей организацией и владельцем специального счета, на который подлежат зачислению взносы на капительный ремонт, оплаченные собственниками помещений многоквартирного дома в качестве взносов на капитальный ремонт денежные средства в сумме 418 424, 51 рублей на специальный счет не зачислил, после смены владельца специального счета денежные средства на специальный счет ООО "УК Тафгай", а впоследствии на счет регионального оператора, также перечислены не были, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и возложил на ответчика обязанность исполнить выданные предписания и перечислить денежные средства в указанной сумме на счет регионального оператора.
При этом суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что срок исковой давности, о применении которого заявлено со стороны ООО "Городская управляющая компания" не пропущен, поскольку нарушение со стороны ответчика части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, выявлено по результатам проведенной проверки в рамках предоставленных полномочий, при этом срок исполнения самого раннего предписания от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ и на дату обращения в суд - ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не истек.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы суда первой и апелляционной инстанции подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 названного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Положениями статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор, в случае принятия собственниками помещений многоквартирного жилого дома решения о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, то есть, по сути, право собственности, принадлежат собственникам помещений в доме (но без права выделения доли) (часть 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации). Однако владельцем специального счета может быть как управляющая организация, так и региональный оператор (по выбору собственников) и именно эта организация открывает специальный счет в кредитной организации на свое имя и дает указания банку о совершении операций по перечислению денежных средств с этого счета.
При изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных названным Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в рамках рассмотрения спора судами нижестоящих инстанций на основании совокупности исследованных доказательств установлено, что ООО "Городская управляющая компания", являясь управляющей организацией и владельцем специального счета правомочным начислять и взимать с собственников помещений многоквартирного дома взносы на капитальный ремонт, в период, когда производило начисление и сбор средств по строке "капитальный ремонт" не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на сумму 418 424, 51 рублей (за период с июля 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ начислено по строке капитальный ремонт 1 218 448, 28 рублей, оплачено собственниками 1 110 240, 51 рублей, при этом на специальный счет перечислено 691 816 рублей), после смены управляющей компании денежные средства в указанной сумме на счет вновь избранной управляющей компании ООО УК "Тафгай", которая была избрана владельцем специального счета, а равно и на счет регионального оператора, после принятия решения о формировании фонда на его счете, перечислены не были, и данные обстоятельства были установлены по результатам проверки, проведенной Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельства допущенных со стороны истца нарушений норм Жилищного законодательства установлены также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу А 714-14320/2021 года, суды нижестоящих инстанций, вопреки позиции заявителя, пришли к правильным выводам о возложении на ответчика обязанности перечислить денежные средства, составляющие фонд капитального ремонта, на счет регионального оператора, поскольку каких - либо законных оснований для их удержания, а равно уклонения от перечисления на счет регионального оператора, не имеется.
Вопреки доводам жалобы, обращение Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики с иском о возложении обязанности перечислить денежные средства, составляющие фонд капитального ремонта, на счет регионального оператора, направлено на выполнение законодательных требований в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в целях его поддержания в состоянии, соответствующим санитарным и техническим требованиям, то есть направлено на восстановление жилищных прав собственников помещений многоквартирного дома, при этом при обращении в суд истец действовал в пределах полномочий, предоставленных пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку нарушение требований жилищного законодательства установлено по результатам проведения проверки, при этом первое предписание выдано ДД.ММ.ГГГГ и срок его исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности, в соответствии с положениями статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, вопреки позиции заявителя, на дату обращения в суд (ДД.ММ.ГГГГ), истцом не пропущен.
Приведенные в кассационной жалобе доводы полностью аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
В связи с изложенным, поскольку спор разрешен судами при правильном применении норм материального права, при этом нарушений норм процессуального права судами допущено не было, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртская Республики от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 30 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Крыгина
Судьи В.Н. Неугодников
Н.Г. Дурнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.