Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Непопалова Г.Г, судей Туляковой О.А, Киреевой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абдулганеевой Иры Мунаваровны на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 6 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-960/2023 по иску Абдуганеевой Иры Мунаваровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Туляковой О.А, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Абдулганеева И.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя следующим.
С 12 февраля 2013 года истица (по достижении 55 лет) является получателем пенсии по старости.
26 ноября 2020 года истица обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на льготных условиях, выполнении перерасчета размера пенсии.
Решением пенсионного фонда от 28 декабря 2020 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
При этом ответчиком не включен по Списку N 2 период её работы с 4 октября 1979 года по 31 октября 1993 года (14 лет 28 дней) по профессии машинист (кочегар) котельной в Белебеевском межрайонном предприятии тепловых сетей производственно-эксплуатационного объединения "Баштеплоэнерго" МЖКХ БАССР.
С учетом изложенного просила признать решение пенсионного фонда от 28 декабря 2020 года N 135 незаконным, обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж по Списку N 2 и назначить досрочную пенсию по старости с 12 февраля 2008 года с момента возникновения права на пенсию и произвести её перерасчёт согласно действующему законодательству, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 рублей.
Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 6 июля 2023 года в удовлетворении иска Абдулганеевой И.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2023 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Абдулганеевой И.М. без удовлетворения.
Абдулганеева И.М. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Согласно телефонограммы от 12 февраля 2024 Абдулганеева И.М. сообщила, что уведомлена о дате и месте рассмотрения кассационной жалобы, указала, что всеми вопросами относительно ее жалобы занимается ее супруг.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство Абдулганеевой И.М. о проведении судебного заседания путем использования системы видеоконференц-связи было удовлетворено, получен ответ Белебеевского городского суда Республики Башкортостан о возможности ее организации. При этом в назначенное дату и время в Белебеевский городской суд Республики Башкортостан Абдулганеева И.М. не явилась, в данный суд прибыл супруг истцы, который ввиду отсутствия документов о высшем юридическом образовании, к участию в деле в качестве представителя стороны истца допущен не был.
В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Абдулганеева И.М, 12 февраля 1958 года рождения, является получателем пенсии по старости с 12 февраля 2013 года (на общих основаниях).
Дата регистрации истца в качестве застрахованного лица - 03.12.1998.
26 ноября 2020 года истица обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белебеевском районе и городе Белебей Республики Башкортостан с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белебеевском районе и городе Белебей Республики Башкортостан от 28 декабря 2020 года N 135 Абдулганеевой И.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (Список N 2). При этом в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включен, среди прочего, период работы с 4 октября 1979 года по 31 октября 1993 года (14 лет 28 дней) по профессии машинист котла Белебеевского межрайонного предприятия тепловых сетей, поскольку специальность не предусмотрена Списком N 2, отсутствует документальное подтверждение работы и постоянной занятости заявителя в течение полного рабочего дня на выполнении работ, предусмотренных Списком N2, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 N1173 и Постановлением кабинета Министров ССР от 26.01.1991 N10. В индивидуальных сведениях застрахованного лица код Особые условия труда работодателем не указан.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что характер и условия труда работы, выполняемой Абдулганеевой И.М. в спорный период с 4 октября 1979 года в качестве машиниста котла, и с 10.07.1980 по 31 октября 1993 года в качестве машиниста кочегара 2 разряда в Белебеевском межрайонном предприятии тепловых сетей производственно-эксплуатационного объединения "Баштеплоэнерго" МЖКХ БАССР, не соответствовали характеру работы и условиям труда, предусмотренным Списком N 2, и, соответственно не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы, в том числе представленной в новой редакции (лист 16 кассационной жалобы) не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее по тексту также Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (позиция 23200000-13786).
В разделе XXXII "Общие профессии" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", применяемого для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г, предусмотрены кочегары производственных котельных и производственных печей.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных Правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного Порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н был утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утратившим силу с 01.01.2022. К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют, в том числе мужчины по достижении ими возраста 55 лет, проработавшие не менее 12 лет 6 месяцев в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, и имеющие страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с позицией 23200000-13786 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров ССР от 26 января 1991 г. N 10, предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение машинистам (кочегарам) котельной (на угле и сланце), в том числе, занятых на удалении золы.
Обязательным условием для досрочного назначения пенсии по старости по Списку N 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце). Это обстоятельство в каждом конкретном случае подтверждается соответствующими документами. Кроме того, если работа котельной осуществляется сезонно, то периоды работы после его окончания зачету в стаж на соответствующих видах работ не подлежат, т.к. машинист (кочегар) практически не работал в тяжелых условиях труда.
Из письменных материалов гражданского дела следует, что спорные периоды, о включении которых в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, заявлено истцом, приходятся на период до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно трудовой книжке Абдулганеева И.М. с 04.10.1979 принята в Белебеевское межрайонное предприятие тепловых сетей производственно-эксплуатационного объединения "Баштеплоэнерго" МЖКХ БАССР на должность машиниста котла, 10.02.1980 ей присвоена профессия машинист- кочегар, 01.11.1993 должность переименована в оператора котельной.
Согласно справке ООО Теплоэнерго" в 2010 году ООО "Теплоэнерго" переданы котельные МУП "Белебеевские тепловые сети". На момент передачи все котельные работали на газообразном топливе. У ООО "Теплоэнерго" отсутствует информация о том, что котельные МУП "Белебеевские тепловые сети" в период с 07.10.1979 по 31.10.1993 осуществляли работу на других видах топлива.
Доказательств того, что в период времени с 04.10.1979 до 01.01.1992 истец осуществляла деятельность машинистом (кочегаром) котельных, нанятых на обслуживании производственных котельных и производственных печей, а в период с 01.01.1992 по 31.10.1993 она осуществляла деятельность в котельной, работающей на твердом топливе (уголь, сланец и др.), суду не предоставлено.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что сведения о работе не подтверждаются необходимыми в данном случае справками, уточняющими характер работы. Полная и постоянная занятость в указанные периоды также не подтверждена. Трудовая книжка истца, содержит только информацию о периоде трудовой деятельности, должности истца, и наименовании организации, в которой протекала трудовая деятельность, что является недостаточным для включения данного периода в специальный стаж.
По указанным выше основаниям требования истца о признании незаконным решения ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белебеевском районе и г.Белебей в части отказа во в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязании включить в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 4 октября 1979 по 31 октября 1993 (14 лет 28 дней) в качестве машиниста котельной в Белебеевском межрайонном предприятии тепловых сетей производственно-эксплуатационного объединения "Баштеплоэнерго" МЖКХ БАССР, назначении Абдулганеевой И.М. досрочной пенсию по старости с 12.02.2008 с момента возникновения права на пенсию и произведении перерасчёта, правомерно оставлены судами без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судебных инстанций соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в обжалуемых судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений правил оценки доказательств судом не допущено.
Доводы кассатора о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным истцом доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
Ссылка заявителя жалобы на Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержденный Постановлением Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы от 14.01.1969 N24, который действовал в период работы истицы, и который предусматривает профессии машинистов (кочегаров) 1 и 2 разряда, при этом в качестве характеристик работ указывается - обслуживание водогрейных котлов, работающих на твердом, жидком или газообразном топливе, о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований со ссылкой на представленные доказательства не свидетельствует, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов которых не опровергает и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Вопреки доводам истца, собранными в деле доказательствами не подтверждается постоянная полная занятость истца в указанные периоды в качестве машиниста (кочегара), занятых на обслуживании производственных котельных и производственных печей, и в котельной, работающей на твердом топливе, то есть на тяжелых работах.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что пенсионным органом не исполнена обязанность по разъяснению Абдулганеевой И.М. ее права на получение льготной пенсии, право позволяющее оформить которую у нее возникло по достижении возраста 50 лет - 12 февраля 2008, не могут быть признаны заслуживающими внимания, поскольку истец не обращалась в пенсионный орган по вопросу предоставления соответствующих разъяснений о наличии таких прав. Кроме того, назначение пенсии носит заявительный характер, с учетом конкретных обстоятельств спора, суды пришли к верному выводу о том, что оснований к назначению досрочной пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
Ссылка заявителя на ответ пенсионного органа от 29 марта 2013 не может являться основанием к удовлетворению настоящей кассационной жалобы, поскольку данное письмо пенсионного органа направлено на разъяснение вопроса расчета установленной истцу трудовой пенсии по старости с 12.02.2013, не свидетельствует об ошибочности выводов судебных инстанций и на необоснованность решения пенсионного органа от 28.12.2020 за N135, не указывает.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судами доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены оспариваемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 6 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Абдулганеевой Иры Мунаваровны - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи О.А. Тулякова
Е.В. Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.