Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Назейкиной Н.А, Фокеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-908/2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" о возложении обязанности, по кассационной жалобе ответчика Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 23 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Назейкиной Н.А, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вострокнутовой В.К. об оставлении судебных постановлений без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" о возложении обязанности, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведенной прокуратурой проверки КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов, несовершеннолетних, охраны здоровья населения, в частности, отсутствие пандусов с поручнями при входе в здания фельдшерско-акушерских пунктов: Чувашевский, Фатеевский, Бурмакинский. По данному факту прокуратурой в адрес ответчика 03 марта 2023 года внесено представление, которое оставлено без удовлетворения. В ходе проверки установлено, что в фельдшерско-акушерских пунктах: Машковский, Дресвяновский, Бурмакинский, Ключевской не обеспечен минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, предусмотренный приложением N4 распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 года N2406-р. Внесенное в адрес ответчика представление от 13 октября 2022 года в части обеспечения минимального ассортимента лекарственных препаратов оставлено без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений исковых требований истец просил суд обязать КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов, несовершеннолетних, охраны здоровья населения, а именно: обязать КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" установить пандусы с поручнями на внешних лестницах с соблюдением п.5.1.14, 5.1.16, 5, 1.17, 6.1.1 "СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНИП 35-01-2001", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N904/пр, перед входами в здания фельдшерско-акушерских пунктов:
- Чувашевский по адресу: "адрес";
- Фатеевский по адресу: "адрес";
- Бурмакинский по адресу: "адрес".
Обязать КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" обеспечить в фельдшерско-акушерских пунктах:
- Машковский по адресу: "адрес"
- Дресвяновский по адресу: "адрес";
- Бурмакинский по адресу: "адрес";
- Ключевской по адресу: "адрес", стр.1А, минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в соответствии с приложением N4 распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 года N2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 23 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 23 августа 2023 года, заявленные исковые требования удовлетворены, КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" обязана установить пандусы с поручнями на внешних лестницах с соблюдением п.5.1.14, 5.1.16, 5.1.17, 6.1.1 "СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНИП 35-01-2001", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 N904/пр, перед входами в здания фельдшерско-акушерских пунктов Чувашевский, Фатеевский, Бурмакинский в срок до 30 ноября 2023 года.
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" обязана обеспечить в фельдшерско-акушерских пунктах: Машковский по адресу: "адрес" "б"; Дресвяновский по адресу: "адрес" Бурмакинский по адресу: "адрес" минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи в соответствии с приложением N4 распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 года N2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
В кассационной жалобе ответчик Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" просит об отмене судебных постановлений в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению в фельдшерско-акушерских пунктах минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в соответствии с приложением N4 распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 года N2406-р, считая их незаконными в указанной части.
Судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций в части возложения на ответчика обязанности по установки пандусов с поручнями на внешних лестницах перед входами в здания фельдшерско-акушерских пунктов Чувашевский, Фатеевский, Бурмакинский в срок до 30 ноября 2023 года не обжалуются, соответственно, не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, на основании решений N347 от 13 октября 2022 года и N146 от 03 марта 2023 года прокуратурой г.Кирово-Чепецка проведена проверка законодательства о защите прав инвалидов, несовершеннолетних, об охране здоровья населения в КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ".
В ходе проверки по решению N347 от 13 октября 2022 года установлено, что фельдшерско-акушерские пункты (далее также ФАПы), расположенные в сельских местностях, через которые осуществляется отпуск лекарственных препаратов жителям данных населенных пунктов, являются структурными подразделениями КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ".
Между тем, в фельдшерско-акушерских пунктах Машковский по адресу: "адрес", не обеспечен минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в соответствии с приложением N4 распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 года N2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
По результатам проведенных проверок прокуратурой г.Кирово-Чепецка в адрес КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" 13 октября 2022 года внесены представления об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан.
В ответе от 16 ноября 2022 года на представление прокурора от 13 октября 2022 года КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" сообщило, что согласно выписке из реестра лицензий на фармацевтическую деятельность по состоянию на 20 сентября 2022 года по адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности - фармацевтическая деятельность: "адрес", Ключевской фельдшерско-акушерский пункт, расположены обособленные подразделения медицинской организации - фельдшерско-акушерские пункты, которые не являются аптечными организациями согласно п.6 ст.55 Федерального закона N61-ФЗ от 12 апреля 2010 года "Об обращении лекарственных средств", в связи с чем КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" в ФАПах не должно предоставлять минимальный набор лекарственных препаратов. Учреждение при заявке на поставку препаратов из аптечного склада ориентируется исключительно на мнение жителей населенных пунктов, где находится ФАП, а также указано, что в 2024 году по национальному проекту здравоохранения будет проведен капитальный ремонт, в том числе с установкой пандусов, в Бурмакинском ФАПе. В 2025 году запланирована установка пандуса в Чувашевском и Фатеевском ФАПах.
23 ноября 2022 года прокуратурой г.Кирово-Чепецка в адрес КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" направлено письмо о повторном рассмотрении представления от 13 октября 2022 года в части необходимости обеспечения фельдшерско-акушерских пунктов минимальным ассортиментом лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, и принятия исчерпывающих мер к устранению нарушений законодательства.
В ответе от 01 декабря 2022 года на требование прокуратуры от 23 ноября 2022 года КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" повторно указало, что обособленные подразделения медицинской организации - фельдшерско-акушерские пункты Машковский, Дресвяновский, Бурмакинский, Ключевской не являются аптечными организациями и не должны обеспечиваться минимальным ассортиментом лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в сельских населенных пунктах и имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, в силу закона относятся к аптечным организациям, и, соответственно, обязаны иметь в наличии лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, и представлять их по первому требованию обратившихся лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушениями норм материального и процессуального права в части возложения на ответчика Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" обязанности по обеспечению минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в соответствии с приложением N4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N2406-р.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ определяет, что аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Закона (пункт 35 статьи 4); виды аптечных организаций утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 55).
Приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года N780н утверждены виды аптечных организаций, к которым отнесены аптеки, осуществляющие розничную торговлю (отпуск) лекарственных препаратов населению: готовых лекарственных форм; производственные с правом изготовления лекарственных препаратов; производственные с правом изготовления асептических лекарственных препаратов; аптеки как структурные подразделения медицинской организации: готовых лекарственных форм; производственные с правом изготовления лекарственных препаратов; производственные с правом изготовления асептических лекарственных препаратов; производственные с правом изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов; аптечный пункт, в том числе как структурное подразделение медицинской организации; аптечный киоск.
При этом для различных групп аптечных организаций утверждены самостоятельные перечни минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, - "I Для аптек (готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов)" и "II Для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность" (распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 года N2406-р (редакция от 09 июня 2023 года) "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи").
Частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 - 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Приведенные требования процессуального закона при рассмотрении данного дела нарушены.
Возлагая на ответчика обязанность по обеспечению минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в соответствии с приложением N4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N2406-р, в фельдшерско-акушерских пунктах, суд первой инстанции не указал, к какому конкретному виду аптечных организаций относятся фельдшерско-акушерские пункты и в связи с этим, какой из вышеназванных перечней лекарственных препаратов должен быть обеспечен данными подразделениями.
Эти юридически значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства судом первой инстанции не устанавливались.
Суд апелляционной инстанций допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
В отношении аптечных организаций требование о соблюдении минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного Правительством Российской Федерации, прямо предусмотрено частью 6 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пунктом 38 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 года N647н.
Для медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, установлена возможность продажи лишь тех лекарственных препаратов, перечень которых устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Распоряжением Министерства здравоохранения Кировской области от 16 мая 2016 года N280-ЛО "Об организации лекарственного обеспечения и розничной торговле лекарственными препаратами медицинскими организациями и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах" утверждены: перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и их обособленных подразделений, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и перечень лекарственных препаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, в который включены любые лекарственные препараты, зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве лекарственных препаратов в порядке, установленном законодательством об обращении лекарственных средств, за исключением наркотических лекарственных препаратов, психотропных лекарственных препаратов, сильнодействующих и ядовитых веществ.
Указанным обстоятельствам надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции не дана.
Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", в соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Положения части второй статьи 13 и статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязательность и исполнимость судебного постановления как свойства его законной силы, направлены на реализацию положения статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (абзац 1). В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановилсуд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано (абзац 2).
Из положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и приведенного выше разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что решение суда, являясь актом правосудия, окончательно разрешающим дело, должно содержать исчерпывающие выводы относительно заявленных сторонами требований, а также не должно порождать неопределенность в правах лиц, участвующих в деле.
Выполнение процессуальных предписаний к содержанию резолютивного вывода суда и его оформлению призвано обеспечить реальность исполнения судебного решения, т.е. осуществление стадии реализации прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
С учетом изложенного резолютивная часть решения суда должна содержать конкретные предписания ответчику по совершению действий, которые приведут к восстановлению нарушенных прав истца.
Принимая решение по существу спора, суд должен учитывать, насколько принятое решение исполнимо и приведет ли указанное решение к восстановлению нарушенных прав и интересов истца.
Определение суда апелляционной инстанции также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, т.е. должно быть законным и обоснованным.
Между тем, возлагая на ответчика обязанность по обеспечению минимального ассортимента лекарственных препаратов в соответствии с приложением N4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N2406-р, суд первой инстанции не указал конкретный перечень минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, что свидетельствует о неисполнимости судебного постановления и не разрешения спора по существу.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, устанавливающих правила доказывания в гражданском процессе, а также исследования и оценки доказательств, не устранил.
С учетом изложенного определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 23 августа 2023 года в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в соответствии с приложением N4 Распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 23 августа 2023 года в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в соответствии с приложением N4 Распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 года N2406-р, отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Кировский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.