Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Ставропольского края
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 07.07.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31.10.2023
по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействие УФСИН России по Ставропольскому краю и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю в части несоблюдения нормы санитарной площади, для лиц, содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, обязании УФСИН России по Ставропольскому краю и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю принять меры к обеспечению лиц, содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, нормой санитарной площади, обязании УФСИН России по Ставропольскому краю направить в ФСИН России документы для перепрофилирования следственного изолятора.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, настаивающей на удовлетворении кассационного представления, а также возражения против его удовлетворения представителя УФСИН по СК, СИЗО-2, ФСИН России Андреевой Н.В. и Петровой Я.В, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Ставропольского края обратился в Пятигорский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействие УФСИН России по Ставропольскому краю и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю в части несоблюдения нормы санитарной площади, для лиц, содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, обязании УФСИН России по Ставропольскому краю и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю принять меры к обеспечению лиц, содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, нормой санитарной площади, обязании УФСИН России по Ставропольскому краю направить в ФСИН России документы для перепрофилирования следственного изолятора.
Просил суд признать незаконным бездействие УФСИН России по Ставропольскому краю и ФКУ СИЗО- 2 УФСИН России по Ставропольскому краю в части несоблюдения нормы санитарной площади для лиц, содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю. Обязать УФСИН России по Ставропольскому краю и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю принять меры к обеспечению лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю нормой санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров. Обязать УФСИН России по Ставропольскому краю направить в ФСИН России пакет документов, в соответствии с приказом Минюста России от 22.08.2014 N 179 для решения вопроса о перепрофилировании помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора при ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Ставропольскому краю в транзитно-пересыльный пункт, а именно: обоснование необходимости создания транзитно-пересыльного пункта, возможность обеспечения изоляции осужденных, содержащихся в транзитно-пересыльном пункте; наличие жилых и коммунально-бытовых помещений, необходимых для автономного функционирования транзитно-пересыльного пункта; оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исправительным колониям общего режима; обеспечение охраны, режима содержания и надзора за осужденными; объем финансовых средств, необходимых для оборудования транзитно-пересыльного пункта; схему размещения транзитно-пересыльного пункта; расчет численности персонала, лимит наполнения.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 07.07.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31.10.2023 в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Ставропольского края отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, прокурор Ставропольского края внес в Пятый кассационный суд общей юрисдикции кассационное представление, в котором ставит вопрос об их отмене и передаче дела на новое рассмотрение в виду нарушения судами норм материального и процессуального права при их принятии, несоответствия выводов суда, изложенных в судебном акте обстоятельствам административного дела, приводит доводы о том, что суд апелляционной инстанции в нарушение статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не проверил представленные истцом сведения о фактической наполняемости следственного изолятора, о временном отсутствии лиц, содержащихся под стражей в связи с их этапированием в изоляторы временного содержания, правовую оценку этим обстоятельствам не дал, не проверил доводы административных ответчиков о направлении необходимой документации во ФСИН России о перепрофилировании ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю в транзитно-пересыльный пункт. Просит судебные постановления отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное представление поступило в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 29.12.2023.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, от администрации поступило ходатайство рассматривать кассационную жалобу в их отсутствие. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационном представлении доводы, материалы дела и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела согласно Уставу, утвержденному приказом N 563 ФСИН России от 05.07.2021, ФКУ "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю" является учреждением уголовно-исправительной системы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания.
Упомянутое учреждение является транзитно-пересыльным следственным изолятором, через который осуществляется все движение спецконтингента по Северо-Кавказскому Федеральному Округу, Южному федеральному округу, других регионов Российской Федерации. Также за этим учреждением закреплен 21 изолятор временного содержания.
В соответствии со статьями 4, 8, 23 Закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с приказом Минюста России от 07.04.2020 N 97 лимит наполнения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю составляет 769 чел.
Заместителем прокурора Ставропольского края 18.04.2022 и 16.06.2022 начальнику УФСИН России по Ставропольскому краю внесены представления об устранении нарушений Закона N 103-ФЗ и Закона N 52-ФЗ.
15.02.2022, 30.06.2022, 15.08.2022, 11.10.2022 представления об устранении выявленных нарушений Закона N 103-ФЗ и Закона N 52-ФЗ внесены прокурором г. Пятигорска начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю. Представления вносились по фактам превышения лимитов наполнения в следственном изоляторе, определяющих право подозреваемых, обвиняемых, осужденных на обеспечение индивидуальными спальными местами в соответствии с нормой санитарной площади на одного заключенного под стражу в размере 4 кв. м.
Из материалов дела усматривается, что из представленных ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю данных следует, что в учреждении по состоянию на 09.01.2023 содержалось 875 человек, на 16.01.2023 809 человек, на 23.01.2023 912 человек, на 30.01.2023 811 человек, на 06.02.2023 794 человека, на 13.02.2023 832 человека, на 20.02.2023 783 человека, на 27.02.2023 847 человек, на 06.03.2023 786 человек, на 13.03.2023 785 человек, на 21.03.2023 784 человека, на 27.03.2023 797 человек, на 03.04.2023 795 человек, на 10.04.2023 811 человек, на 17.04.2023 847 человек, на 24.04.2023 803 человека, на 02.05.2023 798 человек, на 08.05.2023 841 человек при лимите содержания в 769 чел.
При этом было установлено отсутствие спальных мест для ряда лиц, содержащихся в учреждении.
По сообщенным ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю в суд сведениям на период рассмотрения дела судом количество лиц содержащихся под стражей уменьшилось и составляет по состоянию на: 01.06.2023 - 714 чел, 02.06.2023 - 700 чел. 03.06.2023 - 774 чел. 04.06.2023 - 774 чел. 05.06.2023 - 767 чел. 06.06.2023 - 713 чел. 07.06.2023 - 701 чел. 08.06.2023 - 715 чел. 09.06.2023 - 723 чел. 10.06.2023 - 757 чел. 11.06.2023 - 757 чел. 12.06.2023 - 748 чел. 13.06.2023 - 750 чел. 14.06.2023 - 704 чел. 15.06.2023 - 693 чел. 16.06.2023 - 710 чел, 17.06.2023 - 746 чел. 18.06.2023 - 759 чел. 19.06.2023 - 759 чел. 20.06.2023 - 709 чел. 21.06.2023 - 706 чел. 22.06.2023 - 688 чел. 23.06.2023 - 708 чел. 24.06.2023 - 725 чел. 25.06.2023 - 747 чел, 26.06.2023 - 749 чел.27.06.2023 - 743 чел. 28.06.2023 - 713 чел. 29.06.2023 - 723 чел. 30.06.2023 - 713 чел. 01.07.2023 - 736 чел. 02.07.2023 - 741 чел. 03.07.2023 - 741 чел. 04.07.2023 - 730 чел, 05.07.2023 - 708 чел. 06.07.2023 - 667 чел.
Из справки УФСИН России по Ставропольскому краю от 28.06.2023 следует, что в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю по состоянию на 27.06.2023 содержалось 743 чел, в изоляторах временного содержания, направленных из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю 94 чел, 348 ожидающих рассмотрения апелляционной жалобы на решения судов первой инстанции, а также лиц, уголовные дела которых судами рассмотрены, на которых не поступили распоряжения о вступлении приговора суда в законную силу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставленные суду сведения и цифровые показатели свидетельствуют об отсутствии в учреждении нарушений требований ФЗ N 103-ФЗ в части соблюдения нормы санитарной площади для лиц, содержащихся в камерах следственного изолятора, а следовательно, и об отсутствии в действиях СИЗО-2 и УФСИН России по Ставропольскому краю, незаконного бездействия.
По заявленному административным истцом требованию к УФСИН России по Ставропольскому краю суд первой инстанции указал, что поскольку бездействие административных ответчиков судом не установлено, поэтому вытекающие требования об обязании совершить определенные действия не могут являться самостоятельным требованием в рамках рассмотрения дела в порядке КАС РФ, кроме этого, УФСИН России по Ставропольскому краю направлял во ФСИН России обращение с предложением решения вопроса о перепрофилировании помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора в транзитно-пересыльный пункт.
С позицией суда первой инстанции согласилась апелляционная инстанция.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами судов отсутствуют.
В разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26.04.2023 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Как следует из материалов дела, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю является транзитно-пересыльным следственным изолятором, через который осуществляется все движение спецконтингента по Северо-Кавказскому Федеральному Округу, Южному Федеральному Округу, других регионов Российской Федерации. За этим учреждением также закреплен 21 изолятор временного содержания.
В заявленных административных требованиях, а также в ранее вносимых представления прокурором указывалось, что численность контингента превышала имеющиеся спальные места, не все лица были обеспечены отдельными кроватями, нормативы размещения нарушены.
Тогда как стороной административных ответчиков представлены суду сведения, актуальные на дату рассмотрения дела, о соблюдении нормативов, т.е. о принятии соответствующих мер, о чем содержатся выводы в судебных актах.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в представлении доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для его удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие с выводами судов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 07.07.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31.10.2023 оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.03.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.