Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сакиева Э.Г.
на решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 30.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания 13.09.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Сакиева Э.Г. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания, Межрайонной инспекции N 14 по Ставропольскому краю о признании задолженности по уплате налоговых платежей безнадежной к взысканию.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителей Сакиева Э.Г. Тегаева Р.Т. и Цориева З.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сакиев Э.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФНС по РСО-Алания, Межрайонной инспекции N 14 по Ставропольскому краю о признании безнадежной к взысканию налоговым органом задолженности по уплате налога в размере 2 379 119, 87 рублей, из них: налог в размере 1 683 826, 00 рублей, пеня в размере 190 146, 10 рублей, штраф в размере 505 147, 77 рублей, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, обязании УФНС по РСО-Алания списать указанные безденежные к взысканию суммы налога, пени и штрафа с лицевого счета.
Заявленные требования мотивированы тем, что решением Ессентукского городского суда Ставропольского края в пользу МИФНС N 10 по Ставропольскому краю с него взыскана в бюджет задолженность по уплате налога на доходы с физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2 379 119, 87 рублей, из них налог в размере 1 683 826, 00 рублей, пеня в размере 190 146, 10 рублей, штраф в размере 505 147, 77 рублей. По настоящее время инспекцией не принято каких либо мер по взысканию в бюджет указанных средств, не был получен и направлен исполнительный лист для исполнения в органы принудительного исполнения, исполнительное производство по нему не возбуждалось, в связи с чем в настоящее время утрачена возможность принудительного взыскания указанных сумм.
Решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 30.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания 13.09.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих разрешение вопросов такого характера, настаивает на обоснованности заявленных требований, что подтверждается представленными доказательствами.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 09.01.2024.
На кассационную жалобу УФНС по РСО-Алания поданы возражения, в которой выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопросы признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания разрешаются в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 1 которой предусмотрено признание безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Срок взыскания налоговых платежей, а также порядок взыскания налогов установлены Налоговым кодексом российской Федерации.
Кроме того, в силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В силу части 4 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного закона.
Взаимосвязанные положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" позволяют сделать вывод, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, течение срока на предъявление исполнительного листа исчисляется заново с момента возвращения исполнительного документа.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25.06.2018 с Сакиева Э.Г. в бюджет взыскана задолженность по уплате налога на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2 379 119, 87 рублей, из них налог в размере - 1 683 826 рублей, пеня в размере - 190 146, 10 рублей, штраф в размере - 505 147, 77 рублей, а также государственная пошлина в размере - 20 095, 60 рублей.
Решение суда вступило в законную силу 26.07.2018, обращено к принудительному исполнению.
13.08.2018 возбуждено исполнительное производство N-ИП на основании предъявленного исполнительного листа N от 26.07.2018 о взыскании государственной пошлины. В связи с произведенной уплатой судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Исполнительный лист о взыскании обязательных платежей от 26.07.2018 ФС N в адрес территориальных подразделений УФССП России по Ставропольскому краю не поступал. МИНФС России N 10 по Ставропольскому краю письмом от 26.10.2020 N 13-24/015707 направила оригинал исполнительного листа ФС N от 26.07.2018 в адрес МИФНС России N 4 по РСО-Алания, которым получен 03.11.2020 и 19.11.2020 направлен для взыскания в Ирафский районный отдел УФССП по РСО-Алания.
26.11.2020 судебным приставом-исполнителем Ирафского РО УФССП России по РСО-Алания было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с предъявлением не по месту совершения исполнительных действий.
Также 26.07.2019 в связи с утратой исполнительного листа представителю МИФНС N 10 по Ставропольского края выдан дубликат исполнительного листа серии ФС N.
С учетом фактических обстоятельств суды пришли к правомерному выводу, что налоговым органом приняты в системном порядке меры к взысканию обязательств административного истца по уплате налогов, пеней и штрафов по решению суда, в настоящее время налоговым органом не утрачена возможность принудительного взыскания. Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства, не опровергают выводы судебных инстанций, направлены на отмену правильных судебных актов.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 30.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания 13.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Сакиева Э.Г. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.03.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.