Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодны (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г. Ставрополе на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 7 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 ноября 2023 г.
по административному делу по административному исковому заявлению Серого М.В, Цубикс Н.Г, Кузнецовой Н.П, Назаренко Д.С, Дмитриева С.В. к Администрации города Ставрополя, Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодны (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г. Ставрополе о признании незаконными заключения от 20 января 2022 г. N 10 и постановления от 25 апреля 2022 г. N 911.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения Назаренко Д.С, Дмитриева С.В. Кузнецовой Н.П. и представителя Кириленко Т.В, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серый М.В, Цубикс Н.Г, Кузнецова Н.П, Назаренко Д.С. и Дмитриев С.В. обратились в суд с административным иском к Администрации города Ставрополя, Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодны (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г. Ставрополе о признании незаконными заключения от 20 января 2022 г. N 10 и постановления от 25 апреля 2022 г. N 911.
В обоснование требований указано, что административным истцам на праве собственности принадлежат квартиры в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в литере Г. Оспариваемым постановлением Администрации города Ставрополя от 25 апреля 2022 г. N 911 названный дом, состоящий из литер А, Б, В и Г признан аварийным и подлежащим сносу в целом, с чем административные истцы не согласны, указывая на неполноту и несоответствие действительности технического заключения от 17 декабря 2022 г. N 140-1/12/21Э, послужившим основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу. Полагают, что аварийными и подлежащими сносу могут быть признаны два других литера многоквартирного дома, расположенные по этому же адресу, поскольку техническим заключением установлен общий износ объекта экспертизы, однако сведений относительно технического состояния литера Г в заключении не имеется. Признание дома аварийным и подлежащим сносу приводит к возможности расчета компенсации, не соответствующей реальной стоимости принадлежащего им жилого помещения, что нарушает их права как собственников недвижимости и лишает конституционного права на жилище.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 7 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 ноября 2023 г, требования Серого С.В, Цубикс Н.Г, Кузнецовой Н.П, Назаренко Д.С, Дмитриева С.В. удовлетворены частично, оспариваемые заключение от 20 января 2022 г. N 10 и постановление от 25 апреля 2022 г. N 911 признаны незаконными в части признания аварийным и подлежащим сносу литеры Г в многоквартирном доме 36 по улице Орджоникидзе в городе Ставрополь, с возложением обязанности устранить нарушения путем повторного рассмотрения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу здания литеры Г; в удовлетворении требований об исключении здания литеры Г из числа аварийным и подлежащих сносу отказано.
В кассационной жалобе Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодны (непригодным) для проживания граждан, поданной 27 декабря 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права.
В возражении на кассационную жалобу административные истцы просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", состоит из четырех литеров: литер А с кадастровым номером N, общей площадью 291, 6 кв.м; литер Б с кадастровым номером N, общей площадью 173 кв.м; литер В с кадастровым номером N, общей площадью 211, 7кв.м; литер Г с кадастровым номером N общей площадью 146, 6 кв.м.
Все административные истцы являются собственниками квартир в литере Г указанного многоквартирного жилого дома.
25 апреля 2022 г. Администрацией города Ставрополя вынесено постановление N 911 "О признании многоквартирного жилого дома N 36, расположенного по улице Орджоникидзе в городе Ставрополе, аварийным и подлежащим сносу", из содержания которого следует, что указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения Межведомственной комиссии от 20 января 2022 г. N 10 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома, жилым домом и жилого дома садовым домом.
Согласно названному заключению общий физический износ объекта составил 71, 25 %, что соответствует оценке состояния здания как ветхое, что характеризует состояние следующим образом: состояние несущих конструктивных элементов аварийное. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по приведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Установлено, что основные несущие конструктивные элементы здания: стены, фундамента, перекрытия, кроля находятся в ограниченно-работоспособном и аварийном техническом состоянии. Выявленные дефекты являются основанием для признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В конструкциях стен наблюдаются деформации и дефекты, свидетельствующие об ограниченном выполнении своих функций и опасности обрушения. Состояние конструкций технически неисправно, существует опасность разрушения. Стоимость реконструкции (капитального ремонта) многоквартирного жилого дома с восстановлением его несущих элементов, доведение их физических характеристик до соответствия требованиям действующих норм является экономически не целесообразным.
Из протокола заседания Межведомственной комиссии от 20 января 2022 г. N 1 следует, что на комиссией при рассмотрении вопроса о признании данного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции по заявлению Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции изучены: письмо от 30 сентября 2021 г. N 02-04/6224; акт от 24 сентября 2021 г.; выписки из ЕГРН; техническое заключение судебно-экспертной лабораторией АНО "Экспертно-консультационное бюро" от 17 декабря 2021 г. N 140-1/12/21Э.
Рассматривая административный спор, суд первой инстанции установил, что порядок (процедура) принятия оспариваемого заключения межведомственной комиссией соблюден, решение принято при наличии кворума.
Вместе с тем, суд первой инстанции после допроса специалиста АНО "Экспертно-консультационное бюро" Иванова И.В, составившего техническое заключение от 17 декабря 2021 г. N 140-1/12/21Э, пришел к выводу о наличии оснований для назначения судебной экспертизы, поручив ее проведение АНО "Северо-Кавказский Институт Независимых Экспертиз и Исследований".
Согласно заключению эксперта АНО "Северо-Кавказский Институт Независимых Экспертиз и Исследований" от 2 мая 2023 г. N 64-Э/23 Гасанова Я.С. установлено, что исследуемый многоквартирный жилой дом общей площадью 146, 6 кв.м по адресу: "адрес", "адрес", представляет собой отдельно стоящее одноэтажное здание 1886 года постройки, в котором расположены "адрес", "адрес" Согласно выводам эксперта объект экспертизы находится в работоспособном техническом состоянии, в то же время для кровли исследуемого строения требуется постановка заплат, смена отдельных листов до 10 % площади кровли; обжатие фальцев, заделка свищей, ремонт настенных желобов и разжелобков. Указанный объект недвижимости является пригодным для проживания граждан, соответствует обязательным строительным, градостроительным, противопожарным, санитарным и иным установленным нормам и правилам, за исключением п. 8.1.14, п. 8.1.6, п. 8.1.8, п. 8.2.5 противопожарных норм СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. На момент исследования объект экспертизы угрозу жизни и здоровью граждан не создает, в тоже время для устранения выявленных несоответствий необходимо обеспечить беспрепятственный проезд к исследуемому строению, соответствующий требованиям СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты.
Оценив представленные доказательства, включая заключение эксперта АНО "Северо-Кавказский Институт Независимых Экспертиз и Исследований" от 2 мая 2023 г. N 64-Э/23, суд пришел к выводу, что при принятии решения о признании многоквартирного дома аварийным межведомственная комиссия не располагала исчерпывающими материалами и доказательствами, подтверждающими выводы об общем физическом износе многоквартирного жилого дома, в том числе литеры Г; оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям проведена в отношении не всего жилого дома, чем нарушены права собственников квартир, находящихся в литере Г многоквартирного жилого дома.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их соответствующими обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям закона, подробно изложенным в обжалуемом решении.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, которые соответствуют требованиям материального и процессуального права при соответствии изложенных в них выводов фактическим обстоятельствам дела.
Статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
Исходя из пунктов 42, 45, 47, 48 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44 Положения).
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
В Приложении 6 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденных Госстроем России, а также в Приложении 3 к Методическим рекомендациям по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утв. приказом Госстроя РФ от 10 ноября 1998 г. N 8, даны понятия ветхого и аварийного состояния здания.
Так, ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70 %, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65 %, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям.
Аналогичные положения содержит распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года".
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае установлена совокупность обязательных вышеприведенных условий для удовлетворения требований по административному делу.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем доводам административного иска, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, представленные сторонами, а также принимая во внимание необходимость определения технического состояния литера Г многоквартирного жилого дома, назначив судебную строительно-техническую экспертизу, выводы которой положены в основу частично удовлетворения административного иска. При этом доказательств, указывающих на недостоверность указанного экспертного заключения, либо ставящих под сомнение его выводы, административным ответчиком в условиях состязательности процесса не представлено и в судебном заседании не установлено; названное экспертное заключение не содержит выводов о невозможности проживания граждан по причине его аварийности и для признания дома аварийным в целом.
Вопреки доводам жалобы, основанием к частичному удовлетворению административного иска послужило не нарушение со стороны административного ответчика порядка принятия оспариваемых решений, а неполнота представленного технического заключения судебно-экспертной лабораторией АНО "Экспертно-консультационное бюро" от 17 декабря 2021 г. N 140-1/12/21Э, которым выводы об аварийности и непригодности многоквартирного дома в целом были сделаны без детального исследования каждого из четырех литер по адресу: "адрес". Необходимость такого исследования для признания многоквартирного дома аварийным и всех жилых помещений в нем непригодными для проживания в целом обусловлена особенностями данного объекта, в состав которого входят самостоятельные здания, которые учтены в Едином государственном реестре недвижимости как отдельные объекты недвижимости с присвоением собственного кадастрового номера. При этом технические характеристики каждого из зданий (литер) многоквартирного дома значительно отличаются друг от друга, тем самым, усредненные показатели технического состояния многоквартирного жилого дома не могут быть приняты во внимание и не предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47.
Иные доводы жалобы не содержат сведений и обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно ими отклонены, в связи с чем не влекут отмену судебных актов, постановленных с соблюдением норм материального и процессуального права при соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 7 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодны (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г. Ставрополе - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.