Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Октябрьского района г. Ставрополя и комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.06.2023
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации Октябрьского района г. Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также возражения против удовлетворения кассационных жалобы прокурора Отдела Генеральной прокуратуры РФ Гаринина Э.П, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации Октябрьского района г. Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что на детской игровой площадке, расположенной на внутридворовой территории ул. Чапаева, 69, г. Ставрополя установлены нарушения требований федерального законодательства: имеется оборудование с истекшим сроком эксплуатации; информационная табличка, содержащая правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, паспорт на оборудование, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности на игровое оборудование, освещение отсутствуют, в связи с чем главе администрации района внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры для устранения нарушений закона приняты не были.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22.02.2023 административный иск прокурора Октябрьского района города Ставрополя оставлен без удовлетворения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что административные ответчики не являются субъектами ответственности по требованиям прокурора, поскольку данная детская площадка им передана не была.
Апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.06.2023 решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22.02.2023 отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Октябрьского района г. Ставрополя по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства детской игровой площадки, расположенной на внутридворовой территории ул. Чапаева, 68, г. Ставрополя; на администрацию Октябрьского района г. Ставрополя возложена обязанность привести в соответствие с требованиями действующего законодательства детскую игровую площадку, расположенную на внутридворовой территории ул. Чапаева, 68, г. Ставрополя, в том числе путем демонтажа оборудования при необходимости, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; на комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя возложена обязанность установить на детской площадке, расположенной по адресу: ул. Чапаева, 68, г. Ставрополя надлежащее освещение, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с апелляционным определением администрация Октябрьского района г. Ставрополя и комитет финансов и бюджета администрации г. Ставрополя обжаловали его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставят вопрос об его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствия выводов суда обстоятельствам административного дела. Просят обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба администрации Октябрьского района г. Ставрополя поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10.01.2024, комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя -11.01.2024.
В судебное заседание пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, про правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на административного ответчика возлагаются обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, проведенным прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя мониторингом состояния законности при организации детских игровых площадок установлены нарушения требований федерального законодательства на детской игровой площадке, расположенной на внутридворовой территории ул. Чапаева, 69, г. Ставрополя.
В ходе указанной проверки установлено, что детская игровая площадка, расположенная на внутридворовой территории ул. Чапаева, 69, г. Ставрополя, не соответствует требованиям законодательства, а именно: имеется оборудование с истекшим сроком эксплуатации, информационная табличка, содержащая правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, паспорт на оборудование, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности на игровое оборудование, освещение отсутствуют.
26.08.2022 прокуратурой района главе администрации Октябрьского района г. Ставрополя внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Письмом от 30.09.2022 N 03/1-5299 администрация Октябрьского района г. Ставрополя сообщила, что по фактам, указанным в представлении, проведена проверка и приняты меры по надлежащему исполнению законодательства в сфере охраны прав детства. Указано, что детские игровые и спортивные площадки, расположенные по указанным в представлении адресам, находятся в технически исправном состоянии. Вместе с тем проведенным анализом технического состояния установлено, что указанное выше оборудование в связи с истечением сроков эксплуатации подлежит замене.
В связи с отсутствием финансирования в текущем году выполнить работы по замене оборудования на указанных в представлении площадках не представляется возможным. В целях устранения выявленных нарушений при формировании проекта бюджета города Ставрополя на 2023 год администрацией района будет повторно заявлена потребность в финансировании указанных мероприятий с учетом внесенного акта прокурорского реагирования. Также указано, что причинами и условиями установленных в ходе прокурорской проверки нарушений законов явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Октябрьского района города Ставрополя Булыгиным М. В, в связи с чем он привлечен к дисциплинарной ответственности.
Спорная детская площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером N с разрешенным видом использования "Для строительства канализационных сетей от улицы Чапаева до улицы Березовой", который согласно сведениям комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя был предоставлен в аренду ООО "Респект-Актив" на основании договора аренды от 05.05.2014 N 3615 сроком до 10.02.2017. Согласно лицевой карточке за период с 01.01.2015 по 10.02.2017 задолженность ООО "Респект-Актив" по арендной плате составляет 254 939, 96 руб, пени - 153 816, 93 руб.
Из акта обследования технического состояния детских и спортивно-игровых площадок, расположенных на территории Октябрьского района города Ставрополя от 23.08.2022 следует, что комиссией в составе сотрудников администрации района было проведено обследование детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории по ул. Чапаева, 69, г. Ставрополя. В ходе обследования установлено, что все оборудование, размещенное по указанному адресу, находится в удовлетворительном состоянии, однако срок его эксплуатации истек (кроме песочницы).
Таким образом фактически администрация Октябрьского района оставила представление прокурора без удовлетворения, чем поставила под угрозу жизнь и здоровье детей, пользующихся игровой и спортивной площадкой, расположенной на внутридворовой территории по ул. Чапаева, 69 г. Ставрополя.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора суд первой инстанции исходил из того, что детское и спортивное оборудование, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Чапаева, 69, не передавалось администрации Октябрьского района г. Ставрополя для учета и содержания в качестве имущества муниципальной казны, на балансе не состоит, в связи с этим администрация района лишена возможности производить какие-либо действия со спорным оборудованием, установленным на указанной территории, администрация не является субъектом ответственности, в полномочия которого входят обязательство по содержанию и обслуживанию детской игровой площадки, расположенной на внутридворовой территории по ул. Чапаева, 69, г. Ставрополя.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении требований прокурора суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выводы суда основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а также на неверной оценке юридически значимых обстоятельств дела и представленных доказательств.
Так, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 17, 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строении, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 124-ФЗ является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пунктам 1.1, 3.3.11, 3.3.15 Положения об администрации Октябрьского района г. Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 15.05.2015 N 890, администрация района является территориальным органом администрации г. Ставрополя, уполномоченным осуществлять реализацию предусмотренных данным Положением об администрации района задач и функций, отнесенных законодательством Российской Федерации, Ставропольского края, муниципальными правовыми актами г. Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя, в областях: работы с населением, жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности, осуществления молодежной политики, градостроительства и землепользования, торговли на территории Октябрьского района города Ставрополя.
Одними из основных задач администрации района является содержание внутриквартальных территорий Октябрьского района г. Ставрополя, осуществление мероприятий по соблюдению предприятиями, организациями, учреждениями, находящимися на территории района города, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории района города, всеми гражданами, проживающими или пребывающими на территории района города, Правил благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы.
Решением Ставропольской городской Думы N 127 от 23.08.2017 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя (далее - Правила).
Согласно статье 17 Правил игровое и спортивное оборудование на территории города Ставрополя представлено игровыми, физкультурно-оздоровительными устройствами, сооружениями и (или) их комплексами. При выборе состава игрового и спортивного оборудования для детей и подростков должно обеспечиваться соответствие оборудования анатомо-физиологическим особенностям разных возрастных групп. Игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным, подходы к детским площадкам не должны быть организованы с проездов и улиц. При условии изоляции детских площадок зелеными насаждениями минимальное расстояние от границ детских площадок до площадок автостоянок и территорий гаражей следует принимать в соответствии с техническими регламентами, национальными стандартами и сводами правил.
В соответствии со статьей 21 Правил детские площадки должны быть изолированы от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, площадок автостоянок и территорий гаражей, парковок, мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Детская площадка должна быть обустроена мягким покрытием, игровым оборудованием, скамьями и урнами, осветительным оборудованием, зелеными насаждениями. Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое (или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в (местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей). Места установки скамей следует оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом. Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена детская площадка.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2013 N 182-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52301-2013), который распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования, которым установлены общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплантат разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы опасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования. Отсутствие на игровой площадке информационных досок не позволяет своевременно информировать службу эксплуатации о неисправности и поломке оборудования, о произошедших несчастных случаях.
Изготовитель (поставщик) предоставляет паспорт на оборудование по ГОСТ 2.601 на русском языке, а также, при необходимости, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Паспорт предоставляют на комплекс оборудования или на оборудование, которое может быть установлено отдельно и использовано как с самостоятельная единица (детский игровой комплекс либо отдельно стоящие горка, качели, карусели, качалка и т.п.).
Оборудование и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в соответствующем журнале.
Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункты 5.1-5.2: 6.1-6.3: 7.5: 7.7-7.8 ГОСТ Р 52301- 2013).
На основании пунктов 3.5.3, 3.5.4, 4.4 Положения об администрации Октябрьского района г. Ставрополя, на администрацию района, являющуюся территориальным органом администрации г. Ставрополя, уполномоченным осуществлять реализацию задач и функций, отнесенных к компетенции администрации г. Ставрополя в областях благоустройства, градостроительства и землепользования на территории Октябрьского района г. Ставрополя, возложены полномочия по организации работ по выявлению самовольно возведенных некапитальных сооружений, объектов малых архитектурных форм, обращению в суд с исками о сносе таких объектов, организации работ по демонтажу, перемещению, транспортированию, хранению, возврату владельцам демонтированных, перемещенных самовольных (незаконных) некапитальных нестационарных сооружений, установленных (размещенных) на подведомственной территории г. Ставрополя, а также по внесению предложений, касающихся бюджетной политики в части потребности в средствах по статьям бюджета г. Ставрополя, направленным на финансовое обеспечение деятельности администрации района, и вопросов, отнесенных к компетенции администрации района.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4, абзаца третьего пункта 5, пункта 11 Порядка демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных некапитальных нестационарных сооружений на территории г. Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.10.2017 N 162, абзаца 2 пункта 2, пункта 3 Порядка организации работ по демонтажу, перемещению самовольно (незаконно) установленных (размещенных) некапитальных нестационарных сооружений на территории г. Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 02.11.2018 N 2238, к некапитальным нестационарным сооружениям отнесены не только остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, некапитальные металлические гаражи, контейнеры, но и иные передвижные сооружения, конструкции, механизмы, строительные материалы, ограждения и иное движимое имущество к категории которых относится и оборудование детской площадки.
Выявление самовольных (незаконных) объектов и организация демонтажа, перемещения, хранения, транспортирования демонтированных самовольных (незаконных) объектов осуществляется в части прочих объектов - уполномоченными территориальными органами администрации г. Ставрополя на подведомственной территории в г. Ставрополе, то есть на территории Октябрьского района г. Ставрополя - администрацией Октябрьского района г. Ставрополя, поэтому доводы представителя администрации Октябрьского района г. Ставрополя, что они не являются административными ответчиками по настоящему делу, так как спорная детская площадка им не принадлежат противоречат приведенным правовым нормам, поэтому суд апелляционной инстанции принял правильное решение о удовлетворении административных исковых требований прокурора Октябрьского района г. Ставрополя.
В связи с изложенным у суда кассационной инстанции основания не согласиться с позицией апелляционного суда отсутствуют, поскольку судом дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по упомянутой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При постановлении судебного акта судом второй инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационных жалобах доводы связаны с несогласием стороны административного ответчика и заинтересованного лица с принятым решением по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда, что не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационных жалоб. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судом апелляционной инстанции, отсутствуют.
При этом возложение судом апелляционной инстанции на административных ответчиков совершение определенных обязанностей соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанности возложены исходя из компетенции административных ответчиков, направлены на устранение выявленных нарушений, исполнимы по их характеру и срокам.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.06.2023 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Октябрьского района г. Ставрополя и комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя- без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.03.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.