Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кинжаевой Р.В. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 5 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 6 июля 2023 г.
по административному делу по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Кинжаевой Р.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2019-2021 годы в общем размере 64 722, 43 рублей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике) обратился в суд с административным иском к Кинжаевой Р.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2019-2021 годы (на обязательное медицинское страхование в размере 14 266 рублей и пени 2 495, 80 рублей, на обязательное пенсионное страхование в размере 35 103, 77 рублей и пени в размере 12 856, 86 рублей) в общем размере 64 722, 43 рублей.
В обоснование требований указано, что Кинжаева Р.В, являясь адвокатом, состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов, который несет самостоятельно обязанность исчислить и уплатить законно установленные налоги. За несвоевременное перечисление страховых взносов административному ответчику были начислены пени, о чем налоговым органом в адрес налогоплательщика посредством почтовой связи были направлены требования от 31 июля 2021 г. N 39705, от 7 января 2022 г. N 2, от 20 января 2022 г. NN1218, 1219, 1221, 1222, 1224, 1274. В связи с неисполнением требований в добровольном порядке вынесен судебный приказ от 29 марта 2022 г. N 2а-409/2022 о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов, который отменен определением мирового судьи судебного участка N 3 судебного района г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики 8 апреля 2022 г. В связи с этим административный истец обратился 7 октября 2022 г. в суд в исковом порядке о взыскании с Кинжаевой Р.В. задолженности в размере 64 722, 43 рублей.
12 января 2023 г. Кинжаевой Р.В. подано встречное административное исковое заявление к УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике о признании утратившим право взыскания платежей и санкций, признании сумм задолженности (по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г, в размере 14 266 рублей, пени 2 495, 8 рублей; на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г, в размере 35 103, 77 рублей, пени 12 856, 86 рублей) безнадежными к взысканию, обязанности по их уплате прекращенной, обязании исключить соответствующие записи из лицевого счета налогоплательщика.
В обоснование встречного административного иска приведены доводы о том, что административное исковое заявление подано УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике в суд спустя 11 месяцев после отмены судебного приказа от 27 июля 2021 г. N 2а-2108/2021, следовательно, процессуальный срок для предъявления в суд требования о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке искового производства налоговым органом пропущен. Кроме того, налоговый орган, подав после отмены вышеуказанного судебного приказа повторное заявление о вынесении судебного приказа 4 марта 2022 г, фактически злоупотребил правом.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 5 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 6 июля 2023 г, требования УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике удовлетворены, в удовлетворении встречных требований Кинжаевой Р.В. отказано.
В кассационной жалобе Кинжаевой Р.В, поданной 9 января 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Кинжаева Р.В. является адвокатом и состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно сведениям о состоянии расчетов налогоплательщиков по обязательным платежам, отраженным в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ), обязанность по уплате страховых взносов ответчиком не исполнена, налоговым органом исчислены и предъявлены к уплате страховые взносы на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, исчислены и предъявлены к уплате пени, о чем в адрес Кинжаевой Р.В. направлены требования от 31 июля 2021 г. N 39705, от 7 января 2022 г. N 2, от 20 января 2022 г. NN1218, 1219, 1221, 1222, 1224, 1274, а также предлагалось в сроки, указанные в требованиях (до 23 сентября 2021 г, 3 марта 2022 г, 25 февраля 2022 г.) погасить суммы задолженности.
В добровольном порядке требования в установленный в них срок плательщиком страховых взносов не были исполнены, в связи с чем вынесен судебный приказ от 29 марта 2022 г. N2а-409/2022 о взыскании с должника Кинжаевой Р.В. обязательных платежей и санкций в бесспорном порядке.
Определением мирового судьи судебного участка N3 судебного района г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 8 апреля 2022 г. судебный приказ отменен, с настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 7 октября 2022 г, то есть, в установленный законом срок.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расчет налоговым органом страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в суд, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить задолженность соблюдены, однако административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов, пени. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что оплата страховых взносов Кинжаевой Р.В. осуществлялась, в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Рассматривая встречные требования Кинжаевой Р.В, суд первой инстанции отверг доводы о пропуске налоговым органом установленного законом срока для взыскания обязательных платежей и санкций, в судебном заседании обозревались материалы истребованного у мирового судьи гражданского дела по заявлению Межрайонной ИФНС России N3 по Карачаево-Черкесской Республики о вынесении судебного приказа о взыскании обязательный платежей и санкций с Кинжаевой Р.В, из которых следует, что мировой судья не усмотрев оснований к отказу, 29 марта 2022 г. вынес судебный приказ N2а-409/2022 о взыскании с Кинжаевой Р.В. недоимки по страховым взносам и пени в общем размере 66 029, 95 рублей и который на основании поступившего заявления должника отменен определением мирового судьи от 8 апреля 2022 г, следовательно, возможность взыскания задолженности не утрачена.
С такими выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных налоговым органом требований согласился суд апелляционной интонации, поскольку требование об уплате страховых взносов административным ответчиком не исполнено, а предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате обязательных платежей отсутствуют.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам и нормам материального, процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Порядок начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрен положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в целях реализации пункта 3 статьи 430 Кодекса календарным месяцем начала деятельности для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признается календарный месяц, в котором указанные лица поставлены на учет в налоговом органе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2 указанной статьи).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 настоящей статьи).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 настоящей статьи).
Пени начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 указанной статьи).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой инстанции истребованы у мирового судьи и в судебном заседании 5 апреля 2023 г. изучены материалы административных дел 2а-409/2022 и 2а-2108/2021, путем сопоставления требований налогового органа установлено, что они не являются идентичными, по делу 2а-2108/2021 заявлена ко взысканию задолженность по транспортному налогу и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование за иной период, образовавшаяся в связи с неисполнением Кинжаевой Р.В. обязанностей по иным требованиям об уплате обязательных платежей (от 29 июня 2020 г. N 50897, от 30 октября 2020 г. N 80261, от 3 февраля 2021 г. N 2658).
Аналогичные доводы жалобы были предметом проверки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены, оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не находит, несмотря на утверждение заявителя какого-либо злоупотребления со стороны налогового органа при обращении с заявлением о вынесении судебного приказа, а также данного административного иска не усматривается.
При таком положении, выводы судов об удовлетворении административного исктребований УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике и об отказе в удовлетворении требований Кинжаевой Р.В. являются правильными и не противоречат обстоятельствам дела. Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами, не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 5 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 6 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кинжаевой Р.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.