Дело N 88-773/2024
N дела 2-445-28-568/2023
в суде первой инстанции
УИД 26MS0097-01-2022-001928-43
13 февраля 2024 года г. Пятигорск
Пятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Камышовой Т.В, рассмотрев кассационную жалобу Судниковой Нины Васильевны на решение мирового судьи судебного участка N6 Октябрьского района г. Ставрополя от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение Октябрьского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2023 года
по гражданскому делу по иску Судниковой Нины Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалида
УСТАНОВИЛ:
Судникова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалида в период с 17.12.2021г. по 17.05.2022г. в размере 7697 рублей 60 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.05.2022г. по 01.10.2022г. в размере 268 рублей 47 копеек, с учетом ежегодной индексации до момента полной оплаты, расходов по оплате юридических услуг в размере 4000 рублей, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование иска Судникова Н.В. указала на то, что расходы, понесенные ее на приобретение средств реабилитации, должны быть ей компенсированы в полном объеме.
Решением мирового судьи судебного участка N6 Октябрьского района г. Ставрополя от 13 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Октябрьского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Судниковой Н.В. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данная кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судами не допущено.
Судами установлено, что Судникова Н.В, с 21 мая 2012 года является инвалидом 3 группы по причине общего заболевания, бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 21 мая 2012 года, Судниковой Н.В. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации.
В 2021 году Судникова Н.В. воспользовалась правом самостоятельного приобретения TCP и обращалась в ГУ-Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с приобретением средств реабилитации(урологические прокладки).
19 февраля 2021 года на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные урологические прокладки (дата покупки 17 февраля 2021 года) в количестве 270 шт. (18 упаковок по 15 шт.) на сумму 4 603, 00 рублей, компенсация выплачена в размере 3 680, 10 рублей (платежное поручение от 19 апреля 2021 года N 794615);
- 18 мая 2021 года на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные урологические прокладки (дата покупки 17.05.2021) в количестве 270 шт. (18 упаковок по 15 шт.) на сумму 4 626, 00 рублей, компенсация выплачена в размере 3 680, 10 рублей (платежное поручение от 09.07.2021 N 263525);
- 17 августа 2021 года на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные урологические прокладки (дата покупки 17 августа 2021 года) в количестве 270 шт.(18 упаковок по 15 шт.) на сумму 4 786, 00 рублей, компенсация выплачена в размере 3 680, 10 рублей (платежное поручение от 17 сентября 2021 года N 313240);
- 17 ноября 2021 года на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные урологические прокладки (дата покупки 17 августа 2021 года) в количестве 270 шт. (18 упаковок по 15 шт.) на сумму 4 716, 00 рублей, компенсация выплачена в размере 3 680, 10 рублей (платежное поручение от 20 декабря 2021 года N 403477).
В 2022 году Судникова Н.В. также воспользовалась правом самостоятельного приобретения TCP и обращалась с заявлениями на компенсацию за самостоятельно приобретенные урологические прокладки с документами, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению TCP.
17 февраля 2022 года на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные урологические прокладки (дата покупки 17 февраля 2022 года) в количестве 270 шт. (18 упаковок по 15 шт.) на сумму 4 878, 00 рублей, компенсация выплачена в размере 3 793, 50 рубля (платежное поручение от 22 марта 2022 года N 212251);
17 мая 2022 года на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные урологические прокладки (дата покупки 17 мая 2022 года) в количестве 270 шт. (18 упаковок по 15 шт.) на сумму 6 396, 00 рублей, компенсация выплачена в размере 3 793, 50 рубля (платежное поручение от 07 июля 2022 N 629613).
В соответствии ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (далее - Порядок N 57н).
Согласно п. 4 Порядка N 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (абз. 1).
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (абз. 2).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации (абз. 3).
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (абз. 4).
Право на получение инвалидами денежной компенсации в размере фактической стоимости приобретенных технических средств реабилитации Федеральным законом N 181-ФЗ и Порядком N 57н не предусмотрено Инвалиду выплачивается компенсация за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в размере стоимости технического средства реабилитации, которое должно было быть предоставлено инвалиду.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суды исходили из того, что требования законодательства Российской Федерации по своевременной и надлежащей выплате денежной компенсации Судниковой Н.В. за самостоятельно приобретенные урологические прокладки отделением Фонда не нарушены.
Суды, разрешая спор, применили подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также положения принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, и пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Пятый кассационный суд общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном применении норм процессуального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Нарушений норм процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N6 Октябрьского района г. Ставрополя от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение Октябрьского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2023 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Т.В. Камышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.