Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Л.В, судей Трегуловой К.К, Поддубной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Промышленного района г. Ставрополя об обязанности привести в соответствие с ГОСТ детской площадки, по кассационной жалобе комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2023 года
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Поддубной О.А, выслушав пояснения прокурора Гаринина Э.П, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
прокурор Промышленного района города Ставрополя Ставропольского края обратился в суд с иском к администрации Промышленного района города Ставрополя Ставропольского края о возложении обязанности привести в соответствии с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку по "адрес".
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 27 июля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал администрацию Промышленного района г. Ставрополя привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку по "адрес" в "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2023 года решение Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 27 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя Ставропольского края ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями материального и процессуального права.
Комитет финансов и бюджета администрации г. Ставрополя Ставропольского края о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя Ставропольского края.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб не установлено.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории Промышленного района города Ставрополя, в ходе, которой выявлены нарушения закона. Так в ходе проверки установлено, что на детской площадке, расположенной по "адрес", выявлены недостатки, влекущие увеличение риска детского травматизма.
27 октября 2022 года главе администрации Промышленного района города Ставрополя внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако мер к их устранению не принято - детские площадки на территории района не приведены в соответствие с требованиями законодательства.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Правилами благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127, исходил из того, что администрацией Промышленного района г. Ставрополя не осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок, в связи с чем на ответчика возложена обязанность привести муниципальную детскую площадку в соответствие с нормативными требованиями.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статей 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой и апелляционной инстанции оценены все доказательства по делу, суд указал на основе совокупности каких доказательств пришел к изложенным выводам и по каким основаниям данные доказательства имеют предпочтение перед иными доказательствами по делу в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Комитета об отсутствии достаточного финансирования не могут явиться основанием для освобождения ответчика от обязанности создания безопасных условий пребывания детей в местах отдыха, с учетом требований Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в связи с чем, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона, целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены ГОСТом Р 52301-2013, в частности: контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца) (пункты 6.1, 6.2, 6.3).
Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7).
Учитывая приведенные нормы, выводы судебных инстанции о наличии у ответчика обязанности привести в соответствие с нормативными требованиями муниципальную детскую площадку являются законными и обоснованными.
Вопреки доводам жалоб, удовлетворение заявленных прокурором требований не повлекло ограничение самостоятельности муниципального образования в сфере распределения бюджетных средств и не может быть квалифицировано как вмешательство в бюджетный процесс, поскольку направлено на исполнение требований действующего законодательства, не носит произвольного характера и произведено при установлении для этого соответствующих правовых оснований.
Несмотря на наличие отдельных особенностей формирования и последующего распределения бюджета, данные обстоятельства сами по себе не могут оправдывать длительное неисполнение действующих регламентов, направленных на охрану жизни и здоровья детей, не являясь правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда и апелляционного определения по доводам кассационных жалоб.
Обжалуемые судебные постановления являются законными и обоснованными, содержащиеся в них выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе влекущих отмену судебных постановлений в безусловном порядке, допущено не было.
Учитывая, что судебной коллегией принят судебный акт по результатам рассмотрения кассационной жалобы и, таким образом, производство в суде кассационной инстанции завершено, приостановление исполнения решения и апелляционного определения, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя Ставропольского края - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2023 года.
Председательствующий Л.В. Иванова
Судьи К.К. Трегулова
О.А. Поддубная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.