Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Вивтюка Александра Валерьевича и дополнение к жалобе защитника Вивтюк Ольги Кузьминичны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N2 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года, решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 5 июня 2023 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "СК ИнвестПромЭлит" (далее - ООО "СК ИнвестПромЭлит", общество) Вивтюка Александра Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года (день изготовления постановления в полном объеме), оставленным без изменения решением судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 5 июня 2023 года, директор ООО "СК ИнвестПромЭлит" Вивтюк А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 600 000 рублей.
В жалобе и в дополнении к жалобе защитника, поданных в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Вивтюк А.В. и его защитник Вивтюк О.К. просят об отмене состоявшихся в отношении Вивтюка А.В. по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу.
Прокуратура Корочанского района Белгородской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названных жалоб, возражения на нее не представила.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы и дополнения к ней, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела 21 декабря 2021 года между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, являющегося государственным заказчиком от имени и в интересах субъекта Российской Федерации - Белгородской области, и ООО "СК "ИнвестПромЭлит" в лице директора Вивтюка А.В. заключен государственный контракт N 14144 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Корочанского района (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 предметом контракта является приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Корочанского района в рамках Программы.
В соответствии с приложением N 1 к контракту (техническое задание) адрес приобретаемых жилых помещений (квартир): "адрес".
В силу пунктов 5.1.1 и 5.1.5 контракта поставщик обязуется добросовестно исполнять условия контракта; передать заказчику жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, а также положением 1 контракта и техническому заданию контракта в срок, установленный пунктом 3.1 контракта. Срок исполнения поставщиком своих обязательств по контракту с момента заключения контракта до 15 октября 2022 года (пункт 3.1 контракта).
В силу пункта 5.1.2 контракта после подписания контракта поставщик обязуется предоставить разрешение на строительство или выписки из ЕГРН на жилые помещения.
В течение 15 дней с даты подписания контракта поставщик обязуется предоставить график проведения остаточных работ (пункт 5.1.3 контракта). Согласно утвержденному графику работ, строительство должно быть начато 1 мая 2022 года.
Однако обязательства по контракту к установленному сроку не были исполнены в полном объеме, жилые помещения для приобретения не представлены.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 26 октября 2022 года прокурором Корочанского района Белгородской области в отношении директора ООО "СК ИнвестПромЭлит" Вивтюка А.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения названного лица к административной ответственности по названной норме обжалуемым постановлением мирового судьи судебного участка N2 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года.
Признавая директора ООО "СК ИнвестПромЭлит" Вивтюка А.В. виновным в совершении вмененного противоправного деяния, мировой судья исходил из того, что он не обеспечил выполнение работ, предусмотренных государственным контрактом от 21 декабря 2021 года, в установленный этим контрактом срок - 15 октября 2022 года, не предоставил жилые помещения в указанном районе для переселения граждан, что повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, выразившегося в нарушение сроков по переселению из аварийного жилья граждан, нарушением нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по своевременной реализации адресной программы Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, утвержденных Постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2019 года N 114-пп.
При этом мировой судья пришел к выводам о том, что объективных данных, безусловно указывающих на то, что неисполнение условий государственного контракта от 21 декабря 2021 года допущено поставщиком по независящим от него обстоятельствам, вследствие которых очевидна невозможность исполнения контракта в установленный срок, не установлено, в связи с чем заключение 29 декабря 2022 года дополнительного соглашения к государственному контракту от 21 декабря 2021 года о продлении сроков его исполнения вызвано следствием допущенного по вине общества, директором которого является Вивтюк А.В, срока исполнения обязательств по контракту.
С данными выводами мирового судьи согласилась вышестоящая судебная инстанции при рассмотрении жалобы Вивтюка А.В. на постановление по делу об административном правонарушении.
Между тем изложенные в обжалуемых судебных актах выводы являются преждевременными ввиду следующего.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 данного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 указанного Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из смысла статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (нормы, цитируемые далее в данном постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица Вивтюка А.В. к административной ответственности) при заключении и исполнении контракта изменение его условий как правило не допускается.
В соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, введенной Федеральным законом от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ), по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
При этом пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08 марта 2022 года N 46-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года N 680 установлены порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Так, положениями абзаца "а" пункта 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года N 680 определено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются изменения таких существенных условий контракта как изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся.
Аналогичная возможность изменения сторонами государственного контракта, контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Белгородской области, заключенных до 1 января 2024 года, существенных его условий, в числе которых цена контракта и сроки выполнения работы, оказания услуг, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения указанного государственного контракта, закреплена постановлением Правительства Белгородской области от 21 марта 2022 года N 154-пп "Об изменении в 2022 - 2024 годах существенных условий контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных для обеспечения государственных нужд Белгородской области", которым также утвержден Порядок изменения существенных условий перечисленных контрактов.
При этом, распоряжением Правительства Белгородской области от 26 декабря 2022 года N 1014-рп установлено, что министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области вправе изменить по соглашению сторон существенные условия контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Белгородской области, согласно приложению к настоящему распоряжению, предусмотрев, что исполнение обязательств поставщика осуществляется в срок до 1 октября 2023 года, срок действия контрактов - до 1 ноября 2023 года.
Согласно материалам дела срок исполнения муниципального контракта от 21 декабря 2021 года был продлен до 1 октября 2023 года (срок действия - до 1 ноября 2023 года) сторонами данного контракта (одной из которых выступило министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области) дополнительным соглашением от 29 декабря 2022 года в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, постановлением Правительства Белгородской области от 21 марта 2022 года N 154-пп "Об изменении в 2022 году существенных условий контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных для обеспечения государственных нужд Белгородской области", предоставляющими сторонам заключенного в 2021 году государственного контракта право при исполнении контракта вносить изменения такого существенного условия контракта как изменение (продление) срока исполнения контракта, что имело место в рассматриваемом случае.
Данные обстоятельства не получили надлежащей правовой оценки при рассмотрении жалобы Вивтюка А.В. на оспариваемое постановление.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, возбужденного в отношении должностного лица Вивтюка А.В, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены, в связи с чем решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 5 июня 2023 года, вынесенное в отношении директора ООО "СК ИнвестПромЭлит" Вивтюка А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из изложенного рассматриваемое дело подлежит возвращению на стадию рассмотрения жалобы Виктюка А.В. в Корочанский районный суд Белгородской области.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем постановлении и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 5 июня 2023 года, вынесенное в отношении директора ООО "СК ИнвестПромЭлит" Вивтюка Александра Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Корочанский районный суд Белгородской области.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.