Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "СКС" (далее - ООО "СКС", общество) Дубынина М.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N77 Центрального судебного района г. Тулы от 17 июля 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тулы от 28 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ООО "СКС" делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N77 Центрального судебного района г. Тулы от 17 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Тулы от 28 сентября 2023 года, ООО "СКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 964 758 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "СКС" Дубынин М.И. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Прокуратура Зареченского района г. Тулы, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче названной жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Как указано в пункте 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со статьями 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Частью 2 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 1 статьи 107 указанного Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведенной прокуратурой Зареченского района города Тулы проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что 30 июня 2022 года между ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого" и ООО "СКС" заключен контракт N на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N 3 университета, расположенного по адресу: "адрес".
Цена контракта составила 5 000 000 рублей, начало выполнения работ - 10 августа 2022 года, окончание работ - 30 сентября 2022 года.
В установленный срок обязательства по контракту ООО "СКС" не исполнило, а частично выполненные работы, согласно заключению эксперта ООО "Эксперт Центр", не соответствуют условиям контракта, строительным нормам и правилам, ГОСТам и иным нормативным документам. Стоимость качественно выполненных работ по капитальному ремонту кровли общежития составила 1 070 483 руб. 39 коп..
Кроме того, выпадение обильных осадков в период с 2 по 3 октября 2022 года привело к затоплению здания общежития N3 со второго по пятый этаж в связи с тем, что подрядчиком в нарушение контрактных обязательств к окончанию сроков работ был произведен демонтаж кровельного покрытия, при этом временный защитный слой от осадков с 26 сентября 2022 года по 5 октября 2022 года установлен не был.
Неисполнение ООО "СКС" обязательств, предусмотренных контрактом, повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, выразившегося в следующем.
В настоящее время помещения общежития с третьего по пятый этаж не пригодны для проживания, в связи с чем переселенные из данного общежития студенты находятся в стесненных условиях проживания (по 3-4 человека в комнате), что является нарушением требований жилищного законодательства ввиду несоответствия площади помещения, приходящегося на одного человека.
Студенты в количестве 283 человек, переселенные из общежития N3 в другие общежития ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого", были освобождены от платы за пользование жилым помещением, платы за коммунальные услуги, платы за пользование дополнительными услугами (электроприборами), что повлекло недополучение университетом денежных средств в размере 402 679 рублей.
С момента расселения студентов университет продолжает нести расходы на содержание общежития N3 из бюджетных средств, в том числе на коммунальные услуги, стоимость которых по состоянию на 1 июня 2023 года составила 1 765 699 рублей 04 копейки. Стоимость ремонтных работ по приведению здания общежития в надлежащее состояние составляет 22 718 166 рублей 98 копеек. Средствами для проведения данных работ университет не располагает, их осуществление возможно только путем привлечения бюджетных средств.
С целью недопущения дальнейшего разрушения здания общежития образовательное учреждение заключило контракт N с ИП ФИО5 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3, цена контракта составила 5 236 574 рублей 17 копеек, что превысило цену контракта, заключенного с ООО "СКС", и повлекло дополнительные траты бюджетного учреждения.
Указанное явилось основанием для возбуждения 2 июня 2023 года постановлением исполняющего обязанности заместителя прокурора Зареченского района г.Тулы в отношении ООО "СКС" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дальнейшего привлечения общества к административной ответственности согласно названной норме.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии указанного юридического лица административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Деяние ООО "СКС" верно квалифицировано по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "СКС", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по указанной выше норме названного Кодекса.
Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В свою очередь, часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из содержания постановления и.о. заместителя прокурора от 2 июня 2023 года следует, что оно соответствует названным требованиям, составлено с участием руководителя ООО "СКС" с разъяснением ему положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, а также прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Письменные объяснения руководителя общества от 2 июня 2023 года приобщены к указанному постановлению.
Вопреки доводам жалобы по результатам строительно-технической экспертизы эксперт ООО "Эксперт Центр" определилстоимость качественно выполненных работ по капитальному ремонту кровли общежития N 3 ТГПУ им. Л.Н.Толстого по адресу: "адрес" (заключение N 304/2), исходя из чего определен размер стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет административную ответственность за такие действия (бездействие) поставщика (подрядчика, исполнителя), которые повлекли неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, то есть когда контракт не был исполнен в соответствии с его условиями и это причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Под такими действиями (бездействием) следует понимать не только неисполнение государственного или муниципального контракта (в собственном (прямом) смысле), но и нарушение сроков его исполнения, когда результат поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренный контрактом, не был своевременно получен.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, разъяснено, что существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений; определяющим для квалификации правонарушения по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего (вопрос 4).
Как установлено судебными инстанциями, допущенное обществом бездействие, повлекшее неисполнение обязательств, предусмотренных названным контрактом, привело к недостижению в установленный срок целей, поставленных заказчиком перед подрядчиком, которые в данном случае определены социальной значимостью объекта, обеспечением жильем студентов на период обучения в образовательном учреждении и причинению существенного вреда охраняемым интересам общества и государства.
Объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что отсутствовала фактическая возможность выполнения работ, действия (бездействия) заказчика повлекли неисполнение подрядчиком предусмотренных данным контрактом обязательств в установленный срок, не имеется.
Более того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что общество располагало достаточным временем для обнаружения препятствий к выполнению работ, поскольку ранее оно выполняло проектные работы по ремонту крыши данного общежития.
Приведенные заявителем в рассматриваемой жалобе доводы, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, получили оценку с приведением подробных мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "СКС" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В то же время имеются основания для изменения принятых по делу судебных актов.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен статьей 4.1.2, согласно части 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (ч. 4).
ООО "СКС" относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие), включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Норма части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Следовательно, в отношении общества подлежит применению норма части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно сведениям ГИС ГМП и данных с сайта ФССП России штраф в полном объеме на период рассмотрения настоящей жалобы обществом не оплачен.
Сумма неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, составила 3 929 516, 61 рублей. Соответственно размер штрафа составит 392 951, 66 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N77 Центрального судебного района г. Тулы от 17 июля 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тулы от 28 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ООО "СКС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного штрафа до 392 951, 66 рублей.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "СКС" Дубынина М.И.- без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.