Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "ВАКТОН" (далее - ООО "ВАКТОН", общество) Королевой А.В. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N16 Советского судебного района г. Брянска - мирового судьи судебного участка N15 Советского судебного района г. Брянска от 11 мая 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 21 июля 2023 года), решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 20 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ООО "ВАКТОН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N16 Советского судебного района г. Брянска - мирового судьи судебного участка N15 Советского судебного района г. Брянска от 11 мая 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 21 июля 2023 года), оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 20 сентября 2023 года, ООО "ВАКТОН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей без конфискации.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Королева А.В. просит изменить вынесенные в отношении ООО "ВАКТОН" судебные акты в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение доводов жалобы заявителя, материалов истребованного дела об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психологическому, духовному, нравственному развитию.
В соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям ст. 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом: 1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс"; 2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет"; 3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет"; 4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет"; 5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
Анонсы или сообщения о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции должны сопровождаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей, присвоенными данной информационной продукции. При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции, предусмотренной частью 2 статьи 5 и статьей 10 настоящего Федерального закона, не допускается использование фрагментов данной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, в период с 20 февраля по 10 марта 2023 года на основании Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Брянской области, утвержденного приказом руководителя Управления от 17 ноября 2022 года N 82, должностными лицами указанного органа проведено плановое систематическое наблюдение в отношении лицензиата-вещателя ООО "ВАКТОН", осуществляющего вещание на радиоканале "Русское радио-Брянск" (N в объеме 24 часов в неделю и "Русское Радио" в объеме 144 часов в неделю на территорию г. Брянска Брянской области (ЭЛ N ФС 77-53747).
В радиопередаче радиоканала "Русское радио-Брянск" размещены сообщения о распространении посредством телевещания информационной продукции, являющейся объявлениями о проведении зрелищных мероприятий, которые не сопровождались знаком информационной продукции и текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей, присвоенным данной информационной продукции. Это объявление о показе на телеканале "Ru.TV" концертов Ирины Дубцовой 23 февраля в 20 часов и 26 февраля в 17 часов.
29 марта 2023 года должностным лицом Управления Роскомнадзора по Брянской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения указанного лица постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Факт неисполнения обществом требований законодательства в части опубликования 20 февраля 2023 года в радиопередаче объявления о проведении зрелищного мероприятия без размещения знака информационной продукции подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 56 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 данной статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются частным случаем нарушения установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации. Соответственно, при их совершении применению подлежит часть 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 13.21 названного Кодекса.
Исходя из изложенного, опубликование в эфире радиопередачи объявления о проведении зрелищного мероприятия без размещения знака информационной продукции влечет для общества наступление административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не частью 2 указанной статьи.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация деяния ООО "ВАКТОН" на часть 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не повлечет ухудшение его положения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 названного кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N16 Советского судебного района г. Брянска - мирового судьи судебного участка N15 Советского судебного района г. Брянска от 11 мая 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 20 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ООО "ВАКТОН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению, деяние общества - переквалификации на часть 2.1 данной статьи с назначением наказания в пределах санкции указанной нормы.
При этом, согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (ч. 4).
ООО "ВАКТОН" относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие), включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Норма части 2.1 статьи 14.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не предусматривает наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Следовательно, в отношении общества подлежит применению норма части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание положения названных норм, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным назначить ООО "ВАКТОН" административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N16 Советского судебного района г. Брянска - мирового судьи судебного участка N15 Советского судебного района г. Брянска от 11 мая 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 21 июля 2023 года), решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 20 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ООО "ВАКТОН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:
переквалифицировать деяние ООО "ВАКТОН" с части 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2.1 статьи 13.21 названного кодекса с назначением обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "ВАКТОН" Королевой А.В. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.