Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Королевой Анны Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N15 Советского судебного района г. Брянска от 15 июня 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 12 сентября 2023 года, вынесенные в отношении главного редактора радиоканала "Русское радио-Брянск" Королевой Анны Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N15 Советского судебного района г. Брянска от 15 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 12 сентября 2023 года, главный редактор радиоканала "Русское радио-Брянск" Королева А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей без конфискации.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Королева А.В. просит изменить вынесенные в отношении нее судебные акты в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение доводов жалобы заявителя, материалов истребованного дела об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психологическому, духовному, нравственному развитию.
В соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям ст. 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом: 1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс"; 2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет"; 3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет"; 4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет"; 5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
Анонсы или сообщения о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции должны сопровождаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей, присвоенными данной информационной продукции. При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции, предусмотренной частью 2 статьи 5 и статьей 10 настоящего Федерального закона, не допускается использование фрагментов данной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, в период с 20 февраля по 10 марта 2023 года на основании Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Брянской области, утвержденного приказом руководителя Управления от 17 ноября 2022 года N 82, должностными лицами указанного органа проведено плановое систематическое наблюдение в отношении лицензиата-вещателя ООО "ВАКТОН", осуществляющего вещание на радиоканале "Русское радио-Брянск" N в объеме 24 часов в неделю и "Русское Радио" в объеме 144 часов в неделю на территорию г. Брянска Брянской области (ЭЛ N ФС 77-53747).
В радиопередаче радиоканала "Русское радио-Брянск" размещены сообщения о распространении посредством телевещания информационной продукции, являющейся объявлениями о проведении зрелищных мероприятий, которые не сопровождались знаком информационной продукции и текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей, присвоенным данной информационной продукции. Это объявление о показе на телеканале "Ru.TV" концертов Ирины Дубцовой 23 февраля в 20 часов и 26 февраля в 17 часов.
29 марта 2023 года должностным лицом Управления Роскомнадзора по Брянской области в отношении главного редактора радиоканала "Русское радио-Брянск" Королевой А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения указанного лица постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Факт неисполнения главным редактором Королевой А.В. требований законодательства в части опубликования 20 февраля 2023 года в радиопередаче объявления о проведении зрелищного мероприятия без размещения знака информационной продукции подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации установлено, что редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Вместе с тем, опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 данной статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются частным случаем нарушения установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации. Соответственно, при их совершении применению подлежит часть 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 13.21 названного Кодекса.
Исходя из изложенного, опубликование в эфире радиопередачи объявления о проведении зрелищного мероприятия без размещения знака информационной продукции влечет для главного редактора наступление административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не частью 2 указанной статьи.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация деяния главного редактора Королевой А.В. на часть 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не повлечет ухудшение ее положения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 названного кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N15 Советского судебного района г. Брянска от 15 июня 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 12 сентября 2023 года, вынесенные в отношении главного редактора радиоканала "Русское радио-Брянск" Королевой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению, деяние Королевой А.В. - переквалификации на часть 2.1 данной статьи с назначением наказания в пределах санкции указанной нормы.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 указанной статьи).
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание положения названных норм, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным назначить Королевой А.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N15 Советского судебного района г. Брянска от 15 июня 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 12 сентября 2023 года, вынесенные в отношении главного редактора СМИ радиоканала "Русское радио" Королевой Анны Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:
переквалифицировать деяние главного редактора радиоканала "Русское радио-Брянск" Королевой Анны Владимировны с части 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2.1 статьи 13.21 названного кодекса с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу Королевой Анны Владимировны - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.