Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова В.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу М.В.М. на решение Пролетарского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 7 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению М.В.М. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия Л.Ю.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
М.В.М. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 20 декабря 2022 года N 4627 и решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу (далее - Инспекция) от 26 марта 2023 года N@ о привлечении его к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В обоснование административного иска указал на отсутствие оснований для привлечения к налоговой ответственности, поскольку доход от продажи доли в праве на земельный участок не подлежал налогообложению, право долевой собственности на земельный участок возникло более 5 лет назад.
Решением Пролетарского районного суда Республики Мордовия от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 7 ноября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 декабря 2023 года, М.В.А. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на отсутствии оснований для взыскания налога, поскольку земельным участком он владеет более 5 лет; считает, что дело рассмотрено формально.
Относительно кассационной жалобы Управлением представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В силу пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется, в частности налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации к числу таких доходов отнесены доходы, получаемые от продажи объектов, находившихся в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (пункт 2); по общему правилу минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).
Для объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до 1 января 2016 года, минимальный предельный срок владения имуществом составляет три года (пункт 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 19 июля 2009 года N 202-ФЗ).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением администрации Ардатовского района Республики Мордовия от 13 июля 1994 года N 197 М.В.М. предоставлен в собственность земельный участок для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" (доля в праве - 1/49). Право собственности зарегистрировано 20 апреля 2007 года.
На основании проекта межевания земельных участков от 5 июля 2021 года и соглашения об определении долей от 7 июля 2021 года, 22 участника долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N произвели выделение долей с образованием нового земельного участка с кадастровым номером N. Право собственности М.В.М. (доля в праве - 1/22) зарегистрировано 16 июля 2021 года.
На основании договора купли-продажи от 20 июля 2021 года участники общей долевой собственности, в том числе М.В.М, продали С.И.А. земельный участок с кадастровым номером N.
Декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в отношении доходов, полученных от продажи земельного участка, М.В.М. не подал, налог не уплатил; требование Управления от 18 августа 2022 года N 15422 о предоставлении в течение 5 рабочих дней пояснений о доходе, полученном в результате отчуждения земельного участка в 2021 году, не исполнил.
Допущенные нарушения налогового законодательства зафиксированы в акте налоговой проверки от 26 октября 2022 года N 4373, согласно которому сумма неуплаченного налога за 2021 год составила 7 349 рублей.
Решением Управления от 20 декабря 2022 года N М.В.М. привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в размерах 2 205 рублей и 1 470 рублей, ему предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 7 349 рублей, пени в сумме 301 рубля 55 копеек.
Решением Инспекции от 16 марта 2023 года N@ решение Управления от 20 декабря 2022 года N отменено в части штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации превышающих соответственно сумму 551 рубль 25 копейки и сумму 367 рублей 50 копеек (с учетом смягчающих обстоятельств). В остальной части жалоба М.В.М. оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что срок нахождения в собственности земельного участка, проданного М.В.М. в 2021 году, составлял менее пяти лет, поэтому доходы от его продажи подлежали налогообложению.
Отклоняя доводы М.В.М. об обратном, суды указали, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером N возникло у М.В.М. 16 июля 2021 года, а не с момента возникновения у него права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, то есть с 20 апреля 2007 года.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
По делу установлено, что право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N возникло у М.В.М. 16 июля 2021 года и прекращено на основании договора купли-продажи от 20 июля 2021 года. Объект находился в собственности М.В.М. менее минимального предельного срока владения (5 лет), в связи с чем доходы от его продажи подлежат налогообложению.
Отождествление автором кассационной жалобы права долевой собственности на отчужденный земельный участок с кадастровым номером N и права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, возникшее 20 апреля 2007 года, не основаны на законе (статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11.2, 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации) и фактических обстоятельствах дела, поскольку последнее было утрачено при выделе долей земельного участка с кадастровым номером N и образовании нового земельного участка с кадастровым номером N, право долевой собственности на который возникло у М.В.М. в 2021 году.
Размер дохода от продажи земельного участка и правильность исчисления Управлением суммы недоимки, факты непредставления декларации и неуплаты налога в установленные налоговым законодательством сроки М.В.М. не оспаривались.
Размер штрафов определен Инспекцией в пределах санкций пункта 1 статьи 119, пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом смягчающих обстоятельств; события налоговых правонарушений (непредставление налоговой декларации, неуплата уплата суммы налога) по делу достоверно установлены. Фактов нарушения прав налогоплательщика, несоблюдения требований глав 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении налоговой проверки и принятии оспариваемого решения судами не установлено.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пролетарского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 7 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.В.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.